Нят-Нам.ру
Вьетнамский рис Церемония начала сельскохозяйственных работ Вьетнамская кухня Вьетнамская кухня Донгшонская культура

Авторская страница


СЕРГЕЙ АФОНИН. ВЬЕТНАМ

[НАЧАЛО] [СТАТЬИ] [СТИХИ] [КНИГИ] [ФОТОГРАФИИ]

[ 2008 ] [ 2009 ] [ 2010 ] [ 2011 ] [ 2012 ]

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Вьетнамский рис

«Чтобы чашку риса добыть, надо чашку пота пролить». Эту вьетнамскую пословицу я услышал давно, когда только начал изучать данную страну, её древнюю историю и культуру.

Герб Социалистической Республики Вьетнам украшен золотыми колосьями риса, ведь это – одно из самых главных богатств страны.

Этот злак известен во Вьетнаме издревле; это страна юга Восточной Азии - одна из прародительниц риса. Сравнительно недавно были обнаружены древнейшие ирригационный системы, позволявшие орошать рисовые поля. В горных же районах в то время практиковалось подсечно-огневое земледелие.

Очень ценные находки во Вьетнаме были обнаружены из эпохи бронзового века до нашей эры. Лемехи и серпы, стилизованные изображения на секирах рисовых побегов и людей, толкущих рис, - всё это говорит о развитии земледелия. Если в горных местностях рисосеяние оставалось подсечно-огневым, то на равнинах люди уже научились орошать поля.

Как свидетельствуют "Очерки истории Вьетнама", самыми замечательными творениями древних вьетнамских мастеров, несомненно, являются бронзовые ритуальные барабаны. По общему признанию они самые красивые в регионе. Знаменитый барабан Нгок Лу сделан в форме цилиндра высотой 63 см с диаметром плоскости 79 см. Плоскость эта богато украшена орнаментом: в центре её изображён солнечный диск, с расходящимися от него лучами, далее шестнадцати концентрических кругах строго симметрично расположены самые разнообразные рисунки: женщины, толкущие зерно в высоких ступах, музыканты, играющие на флейте или бьющие в барабан воины в головных уборах из перьев с крыльями, делающими их похожими на тотемов, дома на сваях и многовесельные ладьи с гребцами, вооруженными секирами, копьями, стрелами и плывущими вслед за указывающей путь птицей, и многое другое...

В далёкую бытность, оказывается, сам король становился за плуг и прокладывал первую борозду. Сейчас, на традиционном празднике начала сельскохозяйственных работ года первую борозду на поле Дойшон прокладывает Президент Социалистической республики Вьетнам.

Сортов риса во Вьетнаме не счесть. Ни одно из традиционных блюд, пожалуй, не обходится здесь без приготовления риса тем или иным тонким способом и приправленным различными ароматными специями и соусами. Конечно, самыми популярными являются приготовленные из рисовой муки с начинкой - мясом или рыбой - блинчики, сделанные из тончайшей рисовой муки. Очень славится изысканная вьетнамская вермишель, к которой добавляются различные ингредиенты (свинина, рыба, разные специи и т.д.) Кстати, москвичи просто обожают это блюдо. Но, пожалуй, самым почитаемым является клейкий рис, добываемый особым способом. В течение нескольких суток до новогодней ночи по лунному календарю каждая семья готовит пирог с различными начинками в форме квадрата (так ещё в старину вьетнамцы представляли себе нашу землю). Считается, что отведать хоть кусочек этого пирога "Бань тионг" означает счастье на весь год. До сих пор кухни севера и юга Вьетнама в чём-то отличаются, хотя они, в общем-то, похожи, но всё же чем-то отличаются друг от друга. В дельте реки Меконг на юге даже выращивают плавающий рис. Опытные вьетнамские селекционеры постоянно работают над выведением скороспелых, высокоурожайных, стойких сортов этого злака.

В прошлом году Вьетнам экспортировал 7,1 млн. тонн этого зерна, занимая одно из ведущих мест в мире.

И еще, очень часто проезжая по дорогам Вьетнама, я видел, как местные крестьяне оставляют на проезжей части колосья риса, с тем чтобы машины или велосипеды обмолачивали их. Что и говорить - практичный народ.

Времена былой бедности прошли. О той беде так писал знаменитый поэт XIX века Нгуен Зу:

«На чужбину ушла ты в голодный год,
Материнское сердце томит тревога.
Свой участок земли покинула ты,
Рис дешевле в далеком краю немного.
Прокормиться бы только хоть как-нибудь».

Долгое время в стране свирепствовал голод. Чужеземцы грабили Вьетнам, увозя миллионы тонн риса и других богатств.

В 1945 году от голода умерли 2 миллиона вьетнамцев. Виной тому были не страшные стихийные бедствия. Молодая Демократическая Республика Вьетнам столкнулась с суровым вызовом. В сентябре по примеру президента Хо Ши Мина жители стали экономить каждое зернышко риса, накапливать его в помощь наиболее бедной части населения. К концу года удалось собрать хороший урожай вспомогательных культур (батата, маниоки, сои). Голод был побежден.

В период последующих войн за независимость и свободу вьетнамский народ совершил настоящие подвиги не только в ратном деле, но и на рисовых полях, делянках в джунглях. Тогда же начала поступать продовольственная помощь, в частности, из нашей страны.

В 1968 году, в дни героического наступления в Южном Вьетнаме, группа бойцов сил освобождения захватила американское посольство в Сайгоне. Смельчаки долго держали неравный бой. Они погибли. При них были обнаружены пайки риса.

После окончательной победы в 1975 году была провозглашена СРВ, которой гордятся все ее друзья. Гостей этой страны непременно угощают рисом и чаем.

Упоминания о белом зерне часто встречаются в древних вьетнамских хрониках, в поэзии, литературе различных эпох, в том числе в новейшей истории. С ним делят и горе, и радости. О нем же говорится в произведениях зарубежных авторов.

Вот, например, строки монгольского поэта Бохийн Бааста:

«Знаю – близко
Земля Вьетнама.
Почему?
Земля его зелена,
деревья в цвету,
зеленая пелена
тянется в высоту.
Рисовые поля
ширятся, и видна
от легкого ветерка
пробегающая волна...»

Далее цитирую наших литераторов:

«На рисовых полях, раскинувшихся у ключевых переправ и затопленных водой, мальчишки сетками ловят не рыбу, а неразорвавшиеся шариковые бомбы», - это отрывок из очерка Виля Дорофеева.

А Юлия Друнина вспоминала вьетнамских женщин:

«Когда над полями риса
Тревожно гремят тамтамы
(Вот так же у нас по селам
В войну грохотал набат),
Детей затолкав в укрытье,
Не прячутся с ними мамы,
На пост свой, схватив винтовки,
Привычно они спешат...
И стиснув до скрипа зубы,
Вернутся в поле опять.
До следующей бомбежки,
А как поступить иначе?
Нельзя малышам без риса,
Нельзя урожай не снять!»

Евгений Евтушенко в своем стихотворении «Хватит бомб!» создал яркий образ:

«На плечах у вдов хрустят
Рисом полные пешки.
Алюминием блестят
В косах вдовьих гребешки*...»

(* Сделаны из обломков сбитых американских самолетов – прим. автора статьи).

«...В провинции Хынгиен, - отмечает Иван Куприянов, - мы пробовали еще и вьетнамские пироги, приготовленные из риса. Один имел форму квадратную, что означало землю, а второй – круглую, что означало небо».

У поэта Михаила Луконина я нашел следующие строки:

«Женщина зачерпнула воды
И рукой своей сильной
Ступку взяла.
Мужчина склонился над доской молотильной,
Девушка сноп подала,
И пошла вековая работа –
Светлый рис побежал,
Словно капельки светлого пота».

«Провинция Каобанг... Люди здесь работают напряженно, - писал Юрий Рытхэу, - и главное для них – вырастить богатый урожай риса...»

Константин Симонов в своей поэме «От вашего корреспондента» вспоминал войну во Вьетнаме и Великую Отечественную войну в нашей стране:

«Не спрашиваю, не выпытываю,
Сначала, как на полигоне,
Сам по себе Вьетнам испытываю,
Сам проверяю: всё ли понял!
Не на экране, не на фото,
Не кто-то, за кого мне больно,
Я сам ложусь вместо кого-то,
На чье-то место, добровольно.
Под бомбами, на поле рисовом,
Лежу, опять двадцатилетним,
Как в сорок первом, под Борисовым,
Но той войне, считавшейся последней...»

И он же о вьетнамских летчиках:

«...Те же перегрузки,
Те же МиГи,
Только не по-русски,
Только вместо хлеба
Рис рубают.
Другое небо,
Война другая».

Да, те войны победоносно отгремели. И так же, как в России колосится пшеница, во Вьетнаме вызревает рис. Как вспомню всё это, просто захватывает дух!

Вьетнамский космонавт Фам Туан рассказывал, что когда пролетал над своей страной, видел море, разноцветную землю и представлял себя среди рисового поля.

Опытные вьетнамские селекционеры постоянно работают над выведением скороспелых, высокоурожайных стойких сортов этого злака.

Будучи во Вьетнаме, как-то услышал от одного старика следующий рассказ, овеянный мудростью и юмором народа:
«Жил-был король и вызвал он лучших поваров страны, обещая награду тому, кто удивит его каким-либо блюдом. Состязание затянулось, но король остался недоволен, велев прогнать этих горе-поваров.
Тут появился бедняк и сказал, что король должен трое суток ничего не есть, чтобы потом отведать «сюрприз».
На четвертый день бедняк открыл крышку дымящейся кастрюли и пригласил короля к столу.
Тот с огромным аппетитом набросился на простой рис. Потом принялся нахваливать бедняка, которому и досталась обещанная награда.
В народе до сих пор этот рассказ называют «мам да».

И еще я вспомнил одну вьетнамскую поговорку: «Вот бы к рису да еще рыбку!»

Кстати, вьетнамская кухня очень разнообразна и вкусна: обильные дары земли, лесов, рек, моря, аппетитная продукция птицеводства и животноводства, всевозможные кондитерские изделия, традиционные напитки... Многие российские туристы в восторге от приема в братском Вьетнаме.

А рис здесь – это действительно пот, душа и судьба славного народа.

Сергей Афонин, апрель 2012

Наверх

Вьетнам



Форум | Контакты | Новости Нят-Нам.ру | Про Вьетнам | Вьетнамские мифы и сказки | Философия Вьетнама | Картинная галерея | Тематические страницы | Другие ресурсы | Библиотека

Copyright © "Нят-Нам.ру", 2004.