Придворная музыка Хюэ «Няняк»

Модератор: tykva

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Придворная музыка Хюэ «Няняк»

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:46

«Живые сокровищницы» придворной музыки города Хюэ

7-го ноября 2003 г. придворная музыка Вьетнама «Няняк» была признана ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия человечества. В программе, впервые организованной в Хюэ в июне 2009 года в честь «Вьетнамской красоты», приняли участие два мастера хюэской придворной музыки «Няняк» – бывшие придворные музыканты династии Нгуен (1802 – 1945 гг.) 100-летний Ле Хыу Тхи и 89-летний Чан Кить.

«Няняк» представляет собой элегантный музыкальный жанр, включающий в себя три элемента – музыку, танцы и пение, в том числе музыка и танцы занимают большее место. «Няняк» был организован профессионально и масштабно. «Няняк» при династии Нгуен отличался богатой системой композиций с сотнями глав, составленными Министерством национальной обрядности в соответствии с каждой придворной церемонией. Династии феодального Вьетнама очень серьезно относились к «Няняк» и развивали этот музыкальный жанр как один из символов королевской власти.

Большой вклад в сохранение придворной музыки «Няняк» внес заслуженный артист – народный мастер Чан Кить. Он родился в 1921 году в семье с глубокими музыкальными традициями. С детства отец уже обучил его многим произведениям «Няняк». С 16-и лет Чан Кить начал принимать участие в выступлениях труппы «Няняк» при дворе короля Бао Дай (1926 – 1945 гг). Он виртуозно играл на семи музыкальных инструментах (на большой и средней трубе, на вьетнамской двухструнной скрипке данньи, двухструнной даннгует, на пипе – китайской четырехструнной лютне, на монохорде данбау, на флейте и др.). Мастер Чан Кить известен как человек, который знает самое большое количество произведений «Няняк». Он принял участие в подготовке двух курсов студентов по музыке «Няняк» в художественном университете города Хюэ на уровне высшего образования при финансовой поддержке Японии. Кроме того, вместе с сыном Чан Тхао, он еще изучил и завершил запись 30-и произведений из репертуары Большой и Малой труппы в целях передачи профессиональных знаний учащимся на разных курсах.

Говоря о мастере Чан Кить, профессор Чан Ван Кхе однажды поделился: «Я много ездил, и видел игру многих артистов. Но в его исполнении дух таких музыкальных инструментов, как двухструнная данньи, флейта, труба, двухструнная даннгует, монохорд данбау, как будто был поднят на новую высоту искусства».

4 июня 2008 года Министерством культуры и коммуникаций Франции народному мастеру Чан Китю было присвоено звание «Рыцарь культуры и искусства» за его большой вклад в сохранение и распространение хюэской придворной музыки «Няняк» – шедевра устного нематериального наследия человечества.

Помимо творчества Чан Китя к «живым сокровищам» хюэской придворной музыки «Няняк» следует отнести и исполнения 100-летнего Ле Хыу Тхи и 94-летнего Ле Хыу Кы. Они оба были блестящими музыкантами придворной музыкальной труппы, играли на таких музыкальных инструментах, как пипа, трехструнная даннгует, двухструнная данньи, труба, флейта и ударные инструменты (барабаны, доски и др.), играли только для короля по таким случаям, как коронация, дни рождения, юбилейные чествования королевы Ты Кунг (матери короля Бао Дай) и др. Народный мастер Ле Хыу Тхи – музыкант придворного оркестра при правлении короля Бао Дая (1926 – 1945 гг.) еще помнит все семь произведений «тхайко», которые исполнялись в обряде жертвоприношения в честь Небесного Владыки на алтаре Намзао.

Ле Хыу Тхи виртуозно играет на музыкальных инструментах в оркестре придворной обрядовой музыки, особенно талантливо играет на двухструнной скрипке и трубе. По сей день он еще помнит и блестяще исполняет 20 композиций придворной обрядовой музыки. Более 80 лет своей 100-летней жизни мастер проводит с музыкальными инструментами, на которых исполняет придворную музыку. Страстное пламя еще горит в душе старого мастера. Каждый день с помощью своих родных он приходит в театр давать уроки молодым актерам и музыкантам. Ле Хыу Тхи живет в простом домике на берегу реки Батьиен. Сюда часто приходят гости. Ле Хыу Тхи поделился, что он сможет спокойно расстаться с жизнью только тогда, когда исполнит свое заветное желание – передать молодым поколениям композицию «Нгу лой ны няк», которую раньше обычно играли при встрече высокопоставленных придворных гостей.

Ле Хыу Кы - брат мастера Ле Хыу Тхи – тоже талантливый мастер. Помимо национальных музыкальных инструментов, таких как труба, флейта, Ле Хыу Кы еще освоил игру на западных инструментах, например, саксофон, кларнет, флейта и др., поэтому он был активно востребован при дворе. В 17 лет, он был приглашен в королевский двор членом придворной музыкальной труппы Хоатхань (была известна как Малая труппа) и остался там до отречения короля Бао Дай (1948 г.). По его словам, труппа Хоатхань тогда состояла из десяти блестящих музыкантов, в том числе Ле Ван Хоа (играл на ударных инструментах), Динь До (на пипе), Чан Лы (на тридцатишестиструнной цитре), Нгуен Тхиен (на двухструнной данньи), Динь Хай (на двухструнной даннгует) и др. Большинство из них уже умерли, остались только он и его брат.

С помощью мастеров Чан Кить, Ле Хыу Тхи и Ле Хыу Кы современная придворная музыкальная труппа уже внесла немалый вклад в распространение хюэской придворной музыки «Няняк», которая когда-то исполнялась лишь в королевском дворце и резиденциях властителей, а теперь стала широко известна не только во Вьетнаме, но и за рубежом. Популяризация «Няняка» оценивается как активное сохранение этого уникального жанра культуры. В настоящее время Центром охраны памятников древней столицы Хюэ были собраны, изучены и сохранены 20 музыкальных глав, предназначенных для церемонии жертвоприношения, 70 музыкальных композиций, предназначенных для праздников. И во всё это немало труда вложили пожилые мастера, «живые сокровищницы» нашей придворной музыки.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:47

Изображение
Мастера Чан Кить и Ле Хыу Тхи (справа) – «живые сокровищницы» придворной музыки «Няняк» Вьетнама

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:47

Изображение
Придворная музыка «Няняк» на хюэских фестивалях – популяризация придворной музыки «Няняк» способствует активному сохранению этого уникального типа культурного наследия Вьетнама

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:48

Изображение
Мастер Ле Хыу Тхи дает уроки классической национальной музыки потомкам

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:48

Изображение
Ле Хыу Кы – один из последних мастеров музыкальной придворной труппы династии Нгуен

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:51

Изображение
Мастеру Чан Китю было присвоено звание «Рыцаря культуры и искусства Франции». Диплом вручил французский посол во Вьетнаме

Куок Вьет, Винь Хынг
Фото: Куок Вьет, Центр охраны памятников древней столицы Хюэ, Центр фестивалей Хюэ, коммуникационное ОАО «Вьетнамская красота»
Иллюстрированный журнал Вьетнам, №3, 2010

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:54

Придворная музыка Хюэ Nhã nhạc - видеоролики:


ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:57


ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 06 апр 2010, 09:59


ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 21 апр 2011, 08:06

Хюэская придворная музыка няняк

Хюэская придворная музыка няняк считалась официальной, государственной музыкой во времена правления королей династий Нгуенов (1802-1945 гг). Это музыка, которая сопровождала придворные торжества, такие как церемония в честь Небесного Владыки у алтаря Намжао, церемония в честь богов злаков и почвы у алтаря Сатак, во время коронации и празднования королевских дней рождения, на приемах иностранных послов и т.п. Хюэская придворная музыка няняк была занесена ЮНЕСКО в список шедевров нематериального и фольклорного наследия человечества.

Как жанр официальной государственной музыки, хюэская придворная музыка няняк отличается высоким стилем текста песен, торжественностью мелодий и танцев, аристократичностью стиля исполнения. Няняк является выражением королевской власти, долговечности и процветания династии, поэтому короли феодального Вьетнама разных династий придавали важность и значимость этому жанру. Согласно письменным источникам, няняк берет свое начало еще при королях династии Ли (1010-1225 гг), однако достигла вершины своего развития только при династии Нгуенов (1802-1945 гг). Вследствие того, что в это время столицей Вьетнама был город Хюэ, придворная музыка няняк исследователями и учеными-историками называется «хюэской придворной музыкой».

При правлении королей династии Нгуенов, благодаря стабильному развитию экономики и благоприятным социальным условиям, короли уделяли внимание няняк. К этому времени сложился богатый, хорошо систематизированный репертуар, состоящий из сотен музыкальных произведений. Все произведения были созданы под строгим присмотром Министерства Церемонии так, чтобы отвечали требованиям конкретных дворцовых мероприятий. К примеру, для исполнения во время церемонии в честь Небесного Владыки у алтаря Намжао были разработаны 10 глав, соединенных между собой основным сюжетом «Успех». Для исполнения во время церемонии в честь богов злаков и почвы у алтаря Сатак разработаны 10 глав на тему «Богатый урожай», для исполнения в королевских храмах – 9 глав на тему «Гармония», во время королевских заседаний игрались 5 глав на тему «Мир», в торжествах по случаю дня рождения короля звучали 7 глав на тему «Долголетие», а музыка, сопровождавшая королевское пиршество, состояла из 5 глав на тему «Счастье».

Согласно книге «Королевские правила проведения церемоний Вьетнама», изданной в 1908 году, в оркестр вьетнамской придворной музыки няняк конца XVIII века входили 1 барабан, 1 вьетнамская кастаньета шиньтиен, 2 дудки, 1 трехструнный щипковый музыкальный инструмент дантам, 1 двухструнный данньи, 1 цитра нгуенткам, 1 пипа, 1 комплекс из трех бронзовых цимбал.

Важной составной частью хюэской придворной музыки няняк являются танцы. Это были очень разнообразные по составу танцы, с множеством атрибутов королевской власти и предметов королевского использования, такие как дракон, единорог, черепаха, феникс, свечи, светильники, веер и т.п. Танцы обладали красивыми названиями, как «8 фей переплывают море», «8 фей танцуют в облаках», «Выход двух воевод на фронт» и т.п. Оригинальнее всех считают танец «Луккунг хоаданг» – это танец с лампами, сопровождающий шесть ритуалов, и танцевальную постановку «Мать-единорог рожает младенца». Эти уникальные танцы отличаются ярким колоритом вьетнамской культуры, торжественностью, высокой художественностью, и в сопровождении няняк создают торжественное классическое сценическое искусство Вьетнама, неповторимое во многих отношениях.

В репетуар хюэской придворной музыки входят и инструментальные произведения в исполнении музыкантов на цитре нгуеткам, дантам, пипе, данньи и дудках, а также на ударных инструментах. Эти произведения отличаются чистотой звучания, тонкостью эмоций. 10 таких произведений часто исполнялось в определенной последовательности и их исполнение сопровождало торжественные приемы, королевские мероприятия, например, банкеты или встречи иностранных послов.

Согласно мнению профессора Хоанг Тионга, директора Центра по сохранению фольклора, от музыкантов няняк времен династии Нгуен требовалось строжайшее соблюдение режима репетиций, так как они должны были выступать перед самим королем, таким образом они достигали высокого уровня мастерства. А короли династии Нгуенов, наряду с заботой о развитии жанра, этикета исполнения, системе произведений, оказали внимание строительству театров – мест исполнения такой торжественной музыки. В это время были построены театр Зуеттхидыонг в королевской крепости, в мавзолее короля Ты Дыка – театр Минькхиемдыонг. Даже в частной резиденции высокопоставленного чиновника, деятеля культуры Дао Тана, которого в последствии стали считать родоначальником вьетнамского драматического театра туонг, был построен маленький театр под названием Майвьен.

Музыка, в целом, и няняк, в частности, терпят взлеты и падения вместе с обществом. К концу XIX века, когда страна находилась под иностранным игом, ослабевала королевская феодальная власть, хюэская придворная музыка няняк и королевские церемонии тоже постепенно утрачивали свою важность. К концу правления династии Нгуен при дворе остались только два оркестра – оркестр дайняк, в состав которого входили барабан, труба, колотушка и цимбала, и оркестр тиеуняк, который состоял из барабана, пипы, данньи, дантам, продольной дудки, комплекса трех цимбал и вьетнамских кастаньет шиньтиен. А когда постепенно европейский оркестр и музыкальные инструменты вытесняли традиционный оркестр и инструменты, то няняк совсем утратила свою роль.

После 1975 года Правительством, Министерством культуры и информации, провинциальными властями был принят ряд решений и мер для сохранения данного уникального музыкального жанра. 7 ноября 2003 года хюэская придворная музыка няняк была признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества.

Оценивая значение няняк, в документах ЮНЕСКО сказано: «Няняк Вьетнама отличается музыкальной тонкостью, изящностью. Среди вьетнамских традиционных музыкальных жанров только няняк достиг государственного уровня. Няняк появилась очень рано, в XI веке, но только при династии Нгуен достигла вершины развития и совершенства».

В наши дни хюэская придворная музыка няняк является бесценным сокровищем не только вьетнамского народа, но и всего человечества. Обладая выдающимися качествами, няняк обязательно будет впредь бережно сохраняться и развиваться, чтобы наряду с другим культурным и природным наследием удержать высокую позицию Вьетнама в мире и в регионе, как страны с богатыми культурными традициями.

В особенности, развиваясь и сохраняясь в комплексе бывшей столицы Вьетнама Хюэ, признанном ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия в 1993 году, хюэская придворная музыка внесет достойный вклад в превращение города Хюэ в особый туристический объект мира. Одновременно таким образом сохранение и развитие няняк тесно связано с сохранением и развитием комплекса бывшей столицы, так как эти объекты культурного наследия человечества неотделимы, гармонично соединены, тем самым создают неописуемую, многогранную красоту культурного наследия города Хюэ.

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 21 апр 2011, 08:08

Архивные фото музыкантов и оркестров придворной музыки няняк времен династии Нгуен

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 21 апр 2011, 08:08

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 21 апр 2011, 08:08

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 21 апр 2011, 08:09

Изображение

ozes
Администратор
Сообщения: 76301
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Придворная музыка Хюэ

Сообщение ozes » 21 апр 2011, 08:11

Изображение
Последние музыканты из придворных оркестров, исполняющие няняк, оставшиеся в живых до наших дней

Еще фото:
viewtopic.php?p=17391#p17391

Закрыто

Вернуться в «Музыка Вьетнама»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Поделиться: