Богатырское Го в Древней Руси

Модератор: Bayraktarov

Закрыто
Аватара пользователя
Bayraktarov
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:15
Откуда: Болгария
Контактная информация:

Богатырское Го в Древней Руси

Сообщение Bayraktarov » 29 окт 2009, 17:43

Золотые тавлеи или богатырское Го в Древней Руси

Константин Байрактаров



Введение

Наличествующих фактов достаточно, чтобы предположить раннее появление игры Го в Руссии, и как первых русских игроков можем рассматривать богатырей, которые воспеты в народном эпосе (былинах). Чтобы не было острых критических возражений, надо уточнить, что речь идет не о прочной теории, а о приемлемой гипотезе (мысленном эксперименте), потому что используемая фактология не является доказательственной сетью. Излагаемой постановкой, что Го - это игра богатырей, становится одно предположение, которое основано на фактах, позволяющих такую интерпретацию. Одним из поводов для появления этой гипотезы является высказывание Эмануила Ласкера (1868-1941), который, как известно, посещал Россию четыре раза. Он никак не удивил русских игрой Го и однажды он прокомментировал, что “Руссия находится и в Азии, где были созданы все основные игры и поэтому русские тоже их знают” (Ф. Пратези). Это высказывание как будто намекает, что поскольку Руссия из европейских странах имеет исторические контакты с Азией несколько веков подряд, следует принять, что это страна имела много возможностей ранее ознакомиться с игрой Го. Шансов для этого действительно много, но самые первые из них можно отнести к XIII-XIV векам. Это эпоха династии Юан (1271-1368) и монгольского нашествия на Запад. В этом ходе мысли комментарий Э. Ласкера приводит к очень интересным следствиям, которые искушают исследовать их.
Ahiles&Ajax.jpg
Праобразы богатырей. Ахилес и Аякс играют в петеи.
Ahiles&Ajax.jpg (30.54 КБ) 6118 просмотров
В русском фольклоре богатыри славятся, как могучие войны, которые отличаются не только физической силы, но и острым умом. Они ведали интелектуальные исскуства. В былинах они изображены как выдающиеся игроки в шахматы и шашки. Наряду с этими играми в рассказах о их подвигах упоминается, что они играли в золотые тавлеи и славные велеи. Эти таинственные древнерусские понятия воспринимаются как синонимы и связываются с шашками и шахматами. Понятие “велеи” видимо относится к латинскому слову “алея” (alea, доска), означающее “настольная игра”. В то же время “тавлеи” корреспондируют с названием для игровой доски как скандинавское “тафл” (tafl) и греческое “тавли” (tavli). О нордических тавлеях хнефатафл, в которых имеется доска из 19х19 линии, мыслится, что их “завезли в Европу из стран Востока, но самыми ярыми поклонниками и распространителями этих древних шашек оказались скандинавы”, и что это игра “предшественница Го и современных шашек одновременно” (О. Романова). Очень сомнительным становится тезис, что тавлеи древнее игры Го (вейци), но зато можно допустить, что существует родственая связь её с шашкам и Го.

Греко-римские тавлеи

О происхождении руских тавлеев и велеев, воспринимаемых как праобраз шашек, есть две версии: нордическая и греко-римская. Между древнеримской игрой латронкули (ludus latronculorum, вариант греческой петеи) и нордической хнефатфл (hnefatafl) есть, несомненно, генеалогическое родство. Некоторые утверждают, что существует такая генеалогическая связь между этими игры и Го, благодаря контактам между Востоком и Западом через Великий шёлковый путь. Есть такое утверждение, что при становлении шашечной игры “влияние Восточной Азии проявлялось в заимствовании некоторых элементов из облавных игр типа японской «го» или китайской «ки»” (А. Куличихин). А игры Греко-римского мира - петея и латронкули - частично напоминают Го по идее окружения, но, все-таки, они остаются ближе к шашках и шахматах. Классическая петея (гр. Pettea – “камушки”) имеет доску 8х8 полей, а латронкули имеет разные доски - 8х8, 8x12, 10x9, 12x8, 11x10, 16х12 полей. При этих играх камни выставляются одни против других, в сражении на доске движутся как ладьи, и противостоящие камни снимаются, когда будут окружены с обоих сторон. Любопытно, что на древнегреческих вазах часто встречается сцена, в которой Ахилес и Аякс играют в петею и, видимо, они держат и ставят камни как в играх Го и го-моку. Герои Троянской войны становятся и далекими прототипами русских богатырей. В начале эры, возможно, петея играли и на большой доске. Александрийский ученый Юлий Полукс (Julius Pollux) во II-ом веке писал в “Ономастиконе” (Onomasticon), что петея “играется со многими камнями”, что предполагает и наличие большой доски. Видимо, представляется возможным широкое распространение Го в древнем мире.
taflchess.jpg
Современная доска для хнефатафл 19х19 линии.
taflchess.jpg (9.21 КБ) 6118 просмотров
latronculos.jpg
Древнеримские латронкули (Ludis Latronculorum).
Во времена эпохи Хан (206 до н.э. - 220 н.э.) китайские императоры (как У-ди) установили связи с многими странами на территории Индии, Ирана, а так же и с далекими странами на Западе до Средиземноморья, вплоть до Римской империи (Та Цин). Историк Сыма Цян (145-86 до. н.э.) дает сведение, что более десяти раз за год китайский император посылал дипломатические миссии к этим странам, которые сопровождали караваны торговцев (М. Арабаджиева, с. 103). Это хорошая предпосылка для появлении игры Го в Древнем Риме (D. Ridgway). Камешки для логических игр в греко-римскую эпоху очень напоминают камни для Го (го-иши). О древнеримских латронкулях Апулей в “Метаморфозах” пишет, что, когда фигуры заблокированы, игрок впадает в ситуацию “неподвижных камней”.
stones.jpg
Камни для древнеримских логических игр.
stones.jpg (12.79 КБ) 6118 просмотров
Правила латронкулей не окончательно выяснены, но, видимо, допускается возможность снимать целые группы противника с доски. И не в последнюю очередь надо упомянуть, что в Древнем Риме аристократы играли и в калкули (calculi, ludus calculorum), при которой цель была построить четыре камня в ряд (лат. calculus – камешек, оттуда слово калькуляция – счет). Калкули - это западный аналог азиатской игрой пять-в-ряд (го-моку). А игры, в идее идентичные петее, обнаруживаются в Китае (тан-ки) и Японии (хасами-шоги). В Тибете тоже существует игра, схожая с петеей, которая играется на большой доске для Го (17х17).
anglogoban.jpg
Находка из Великобритании (Maumbury Rings, Dorchester), Римская эпоха, І-ІІ вв. н.е.
anglogoban.jpg (13.84 КБ) 6118 просмотров
Европейские гобаны
HnefataflWessex.jpg
Диаграмма растановки фигур в Alea Evangelii, Corpus Cristie Manuscript, Ирландия, 1042 г.
HnefataflWessex.jpg (154.8 КБ) 6118 просмотров
Говорить же о сущности русских золотых тавлеев (тавлеи золоченные), упомянутых в героическом эпосе, трудная задача, но шахматный исследователь И. Линдер (с. 21) пишет, что по записанном в былинах “в нашем воображении рисуется огромная доска (под стать древнему богатырю!)”. О существонии в прошлом в Европе игр, которые играются на большой доске, намекают некоторые термины. Игра нарды (гр. тавли, табли; лат. табула) в итальянском и испанском соответственно называется “тавола реали” и “таблас реалис”, означающие “царская доска” или “большая доска”. Стратегическая (англосаксонская) игра хнефатафл, размеченная как в Го – 19х19 линии, тоже означает “царская доска”. Эту нордическую игру можно воспринимать как странный гибрид между латрукулями и Го. Вкратце, происхождении хнефатафл можно объяснить следующим образом: в Риме была известна греческая петея. В начале эры в Кушанской империи были изобретены шахматы (шатранг). Дипломаты Кушана тоже посещали Рим и могли перенести шахматную идею. Благодаря ей петея трансформировалась в латронкули, появляется фигура “орел” (aquila), аналогичная шахматному королю, которую надо окружить с четырех сторон. Китай тоже посылал своих дипломатов в Рим, и они могли бы показать римским аристократам Го. При объединении идеи латронкулей и Го появилася гибрид хнефатафл (tavola reali?!). Военная символика этой новой игры относится к Троянской войне, и известна версия Геродота, что петея была создана фракийцем Паламедом во времена осады Трои. Поэтому в этой игре общий план осады при расстановки камней намекает и о Троянской войне, и напоминает идею окружения в Го. Дальше игра попадает в культуры нордических народов.
manus_alea1.jpg
Диаграмма растановки фигур в Alea Evangelii, 1042 г. (близкий план).
manus_alea1.jpg (119.67 КБ) 6118 просмотров
Хнефатфл играется на доске 19х19 линии, 361 пунктов - настоящий гобан. Камни стоят на линии пересечения и движутся как ладьи. В центре доски находится царь (хнефи) или “царский камень”. Камни снимаются при окружении с обоих сторон. Царь матируется, когда он заблокирован с четырех сторон, отнимаются его свободы, как в Го. Царь спасается, дойдя до одной из четырех точек в углах доски. Хнефатафл по своей красоте является самой красивой несимметричной игрой. На доске находятся вначале 73 камня – один царь (примариус вир) в центре, его берегут 24 защитника (вири), и все они окружены 48 нападетелями (хунны, knobs).
hnefas.jpg
Три различные первоначальные позиции в хнефатафл (Alea Evangelii).
WIMOSE.GIF
Фрагмент доски 19х19, обнаружен в Дании (Вимосе), III-IV вв.
WIMOSE.GIF (2.53 КБ) 6118 просмотров

Недвусмысленное название атакующих фигур – “хунны” ассоциируется с Востоком. Все другие разновидности этой игры появляются позже, имеют меньшие доски 13х13, 11х11, 9х9, 7х7 и играются в квадратиках. Самый древний фрагмент доски 19х19 был обнаружен в Дании (Вимосе), датируемый Римской эпохой - 400 г. (Sten Helmfrid). В скандинавском эпосе говорится, что викинги познакомились с шашкам (хнефатафл) в начале нашей эры, что соответствует взгляду, что шашки, т.е. Го (?), попали в Европу благодаря византийским торговцам, которые, в свою очередь, принесли игру с Востока (В. Голосуев). Самое старое описание хнефатафл находися в Corpus Cristie Manuscript с 1042 г., найденном в Ирландии, где игра представлена латинским названием “Алеа Еванжели” (Alea Evagelii). Игра была известна и на столетие раньше в Англии. Доска 19х19 с 1880 г. была найдена в одной затопленной карабаль-гробнице в Гокстаде, где был похоронен король IX века Олаф Геирстат-Алф (В. Голосуев).

Богатырское Го


В Европе в эпоху богатырей был расспространен именно этот вариант игры, который в Древней Руси, очевидно, относится к золотым тавлеям и великим велеям. Здесь возникает новая трудность, так как не совсем ясно, поскольку термины “тавлеи” и “велеи” являются синонимами, а так же и поскольку эти древнерусские игры становятся тождественными хнефатафлу или алеи еванжели. Но вполне возможно так же, что золотые тавлеи являются древнерусским вариантом игры Го... В русском былине "Добрыня, посол князя Владимира" повествуется о том, как князь Владимир поручил Добрыне Никитичу и еще двум русским богатырям дипломатическую миссию, дань вести хану Бахтияру.

По приезду в ханскую землю посадил хан Бахтияр русских богатырей за стол, стал их поить-потчевать да выспрашивать:
- Есть ли у вас на Cвятой Руси, кто играет в дорогие тавлеи золочёные? Играет ли кто в шашки - шахматы?
Проговорил в ответ Добрыня Никитич:
- Я могу с тобой, хан, в шашки-шахматы поиграть, в дорогие тавлеи золочёные.
Стали Добрыня с ханом по шашечной доске ходить, с клетки на клетку переступывать. Добрыня раз ступил и другой ступил, а на третий хану и ход закрыл.
И вторую партию стали играть. Вот хан ход ступил - недоступил, другой раз ступил - переступил, а на третий раз Добрыня ему и ход закрыл.
И третью партию выиграл Добрыня Никитич.

В народной памяти отражено устойчивое представление о шашечной или шахматной игре. Наряду с этим таинственным остается упоминание о золотых тавлеях. В другой версии былины хан Батый (Ботиян Ботиянович) спрашивает о том, играют ли на Святой Руси во “велеи немецкие”. Это становится понятно, учитывая присуствие в Европейской нордической культуре в те времена игры Алеа Еванжели. Возникает, естественно, вопрос: хан Батый, приравнивая золотые тавлеи и Го, не отправляет ли интеллектуальный вызов к тогдашнему европейскому Го?! Может быть, выход из этого терминологического хаоса в древнерусском эпосе при условии, что в данной задаче ищется богатырское Го, находится в том, что немецкие велеи могут отождествиться с игрой хнефатафл, а золотые тавлеи надо понимать как... игру Го! Драматическая встреча Востока и Запада, связанная с опустошительным нашествием монголов в Европе, отражена на доске игры Го.

Эпический Добрыня реально имеет несколько исторических протипов, которые в народной памяте о борьбе с захватчиков становится собирательный образ. В истории персонажей с этого имени являются: Добриня Никитич (X в.) – дядя и наставник Владимира I Святославовича (978-1015), боярин Новгорода; Добриня Рагулович (ХI век) – воевода Новгорода; ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка, суздальския боярин Добрыня Долгий; и с ХIII в. - Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский (Ю.И.Смирнов). К этого ряда можно добавит еще Добрыня Рязанский и Добрыня Златопояс. А князь Владимир в эпосе тоже собирательный образ Владимира I Святославовича (978-1015) и Владимира Мономаха (1053-1125), который связывается с узаконения игры шашки в Киевской Руси.

Другим персонажем в былине - Хан Бахтияр или Боттиян - является хан Батый (Бату-хан, ?- 1255), внук Чингиз-хана (1167 - 1227). Если подобные дипломатические встречи действительно осущевлялись, то становится понятно, почему позже Хубилай-хан (1215–1294), запретил интеллектуальные игры, в том числе и Го. В случае в былине игру Го надо понимать как элемент дипломатического протокола. При этих интелектуальных поединках монголы проигрывали золото и территорию при переговорах с иностранцами, бороющимися за освобождение от ига родных земель. Это не было выгодно для политико-милитаристических интересов Монгольской империи. Имея ввиду, что дипломатическая игра в золотые тавлеи связана с территориями, “выграешь и полцарства будет твое”, становится аргументом, что речь идет о Го. Хан Хубилай, понимая, что настольные игры имеют и азартное лицо, сказал: "Я покорил много земель и не допущу разыгрывать богатства моей империи в настольных играх". Об этом мы знаем благодаря сведениям Марко Поло (Я. Циканделова). Вопреки этому в ходе китаизации господствующих монголов к игре Го император Туг-Тимур (упр. 1329-1332) имел особое отношение. По этому поводу неоконфуцианец Ю Чжи (1272-1348) из академии Ханлина увещал Туг-Тимура, что Сын Неба должен уметь играть в Го.

Остается возможность, что в сцене с игрой Добрыни речь идет о реальной реминсценции партии в Го как части дипломатического протокола между монгольским ханом и русским богатырем (боярином). Тумурбаатар Делег, президент Монгольской Ассоциации Го, объяснил в частном разгорове Й. Лазарову из Болгарской Ассоциации Го, что монголы знают о Го где-то с XIII-го века. Однако, к сожалению, в эпосе “Тайная история монголов” не находятся подобные истории о логических играх. О походах монголов на Запад вспоминается мимоходом в событиях 1236-1240 года, когда хан Батый захватил Киевскую Русь (Киваман) и Волжскую Болгарию (Боларман). Конечно, нашествие монголов было и очень страшным временем повсеместной резни и разрушения, которые описаны в русских летописях. А в русском фольклоре обнаруживаются и другие случаи, связынные с золотыми тавлеями. Например, Михайло Потык играет в тавлеи золоченные (а по другим версиям в “шашки кленовые”) с Бахрамом Бахрамеевичем – бухарским “заморским царем”. Имея ввиду, что Бухара была захвачена Тулуи-ханом в 1220, здесь тоже речь идет о поединке на доске с монгольским воеводой. Илья Муромец играет также в тавлеи с Калин-царем, этот эпический персонаж отождествляется и с Мамаем (?-1381)...
tavreli.jpg
Символические шахматы в Киевской Руси (выстановка).
tavreli.jpg (83.02 КБ) 6118 просмотров
И еще один момент. Киевская Русь имела и определенную восточную ориентацию. Великий князь в IX веке присвоил себе восточный титул кагана, соответствующий императору. Так киевские монархи титуловали себя вплоть до XI века. Сам Киев был сакральным центром по знакомой восточной модели. Древнерусские мудрецы - волхвы еще до новой эры установили неподвижность Полярной звезды, известной в Греческой и Китайской цивилизации как Мировая ось (Axis Mundi). Это недалеко от метафоры политико-сакральной модели, в которой Киевский князь отождествляется с Полярной звездой, как это хорошо известно и для статуса китайского императора. Киев достиг высокого расцвета и могущества, и в это время объединял почти все русские области и был признанным их центром. В Киеве до принятия христианства тоже ценились логические игры. Обычно говорится о шашках и шахматах. Но если были и какие-то связи с Китаем (а они были по всей вероятности), то Го тоже могло иметь место здесь. Само название “золотые тавлеи” намекает о символизме игры Го. Доску для Го по праву можно назвать “солнечный гобан”. Календарное значение 361 точек на доске хорошо известно и в Китае. Да и сам Владимир I Святославович зовется Красное солнышко (солнечный князь).

Известно, что в археологических раскопках Великого Новгорода были найдены много находок, связынных с шашками и шахматами. Поэтому И. Линдер определяет этот город как “шахматный город”, но о шахматах отмечает, что по артефактам можно судить о восточных влияниях. Там были найдены множество плоских фигур, отмеченных знаками (рунами или буквами), которые он определяет как фишки для “символических шахмат” по восточному образцу, которые тоже очевидно являются гибридом Востока и Запада. Терминологически это определение находок совпадает с китайскими шахматами – сянци – “образные шахматы” (symbolic chess). В Новгороде „восточная форма шахмат оказалась необычайно устойчивой на протежение многих столетий“ ( И. Линдер). Также эсть сведения, что камешки или стекляшки нордического типа обнаруживались в археологических раскопок, датируемые Х в. (В. Голосуев). Всущности эти фишки напоминают китайских и римских камней для Го и латронкулей. Все эти факты подсказывают, что такие игры как Го и китайские шахматы тоже могли попасть определенным образом в Киев, даже и до нашествия монголов.

И так, возможно, все сказанное выше многие расценят как абсурдную гипотезу, ведь никто не может быть уверен в том, что богатыри играли в Го. Но надо иметь ввиду, что игра золотые тавлеи после монгольского нашествия была забыта и запрещена церковью. Такая была тенденция в Европе по отношению к шахматам до эпохи Возрождения. Еще в сборнике "Пчела", XII век, сказано "Тавлеи и шахы въ многых васъ обретаемеми суть, а книгъ ни въ кого же". А после монгольского нашествия в “Домострое” (1547) написаны страшные проклятия: “...или ловы творит с собаками, и с птицами и с медведи, и всякое дияволе угодие творит, и скомрахи, и их дела, плясание, и сопели, песни бесовские любя, и зернию, и шахматы, и тавлеи,- сам государь и его дети, и его слуги, и его христиане тако ж творят... прямо все вкупе будут во аде, а здесь прокляты" (гл. 28). И так все языческое, как философия волхвов и все восточное осталось под запретом и было забыто. Разумеется, что и само монгольское иго не было светлой страницей в истории для русской державности и для русского народа. Да и сами былинные певцы и староверцев тоже были гонимы церковью как исполнители бесовских песен. А слово “тавлеи” понимается с XVI века уже как синоним шашек.

Заключение

И как бы то не было странным, но первый надежный исторический факт о Го в Руссии обнаруживается в Русской национальной библиотеке. Там сохраняется с 1862 г. самая старая китайская книга из коллекции дипломата К. А. Скачкова (1821-1883). Заглавие ее “Книга о игре вейчи” (Book of the Game of Weiqi) с 1342 г., т.е. написана в последние годы монгольской династии Юан (1271-1368). Скачков участвовал в дипломатических миссиях в Пекине с 1848 г. и впоследствие остался там на посту русского консула. Благодаря ему Библиотека обогатилась одной тысячей китайских книг (Казанцев, Трифоненко). О интересах русских к восточными играми показательно и то, что в 1775 г. было издано первое руководство китайских шахмат (сянци) Леонтиева, который был секретарем Русского посольства в Пекине (Л. Кислюк). А сами китайские шахматы стали очень популярные в Петербурге и это увлечение руских аристократов отражено во француском шахматном журнале La Palamede (1836). Руководство о сянци исторически опередило появление первых русских учебниках в европейских шахмат как “О шахматной игре” (1821) Ивана Бутримова и “Шахматная игра” (1824) Александра Петровым.

Новое Время в Руссии, начиная с Петра I, связано с большим интересом к восточной культуре. Знания о Китае и Японии накапливались благорадаря ученых и дипломатов, такие как Н. Спафарий (1636-1708) и упомянутого уже К. Скачкова. А на свою очередь много азиатов с XVII века тоже были на официальных визитах в императорском дворе (Лена Тян). Совсем не исключено, что русские могли бы хорошо ознакомится с шахматных вариантов как шоги и сянци, а разумеется, в том числе наряду с них попала бы в полезрении и игра Го.

Библиография

PRATEZI F., EuroGo, Vol. 1., Romme, 2005
AUSTIN G.R., Greec board games, Unieversiti of Liverpool, England, Antiquiti, 1940, pp 257-271
KOWALSKI J. Wally, Roman Board Games, © 1998-2000 AbleMedia.
PURCELL N., Literate games: Roman urban society and the game of 'alea.' Oxford University Press, 1995
RIDGWAY Doug, Go in ancient Rome?, Sensei Library
РОМАНОВА Оксана, "Забавы рыцарей и черни. Средневековые игры", ж. "Мир Фантастики" №3; ноябрь 2003
HELMFRID Sten, Hnefatafl - the Strategic Board Game of the Vikings, Version 2b. April 23, 2005.
ГОЛОСУЕВ В., "Древня и загадочная игра. (Мир шашек)" – СПб, отп. в в «Интеграф», 1997
КУЛИЧИХИН А. , "История развития русских шашек", Изд.: Физкультура и спорт, М., 1982
ВЕТРОГОН Григорий, "Тавлеи на Руси", http://plus.gambler.ru/tavlei/other/hist_1.htm
ЛИНДЕР И., "У истоков шахматной культуры", изд. "Знание", М, 1967
LEIBNIZ. G. W. Annotatio de quibusdam Ludis.Misc. Berolinensia (Misc. Soc. Reg., Berlin) 1 (1710).
ГИЛФЕРДИНГ А., "Онежские былины (записаные в 1871 года)", Северо-западное книжное издательство, Архангельск, 1983
"Добрыня Никитич. Былинный сказ". - Москва, Детская литература. 1977г., с.22-23
ГУЛАРЯН А.Б., "Историческая география древнерусского эпоса", Лаборатория альтернативной истории http://www.lah.ru/text/gularyan/text.htm
ЦИКАНДЕЛОВА Янка, "Марко Поло", сб. "Начало на големия път", д. изд. "Нар. просвета", София, 1983
АРАБАДЖИЕВА М., "История на Древен Китай", Абагар Пъблишинг, София, 2003
ФЕДОТОВ А., “Тайната история на монголите”, изд. “Наука и изкуство”, София, 1991
KAZANTSEV S, Chinese Collection in Europe – The Russian State Library, Moskow, BEASL#7, 1994
TRIFONENKO Meri, The Oriental Center of the Russian State Library: History and Collection, IAOL, vol. 43 (1998)
КИСЛЮК Л. У., “Игра японских героев”, изд. “Университетская библиотека”, М., 1996
ТЯН Лена, “Иероглиф, отражающийся в Неве”, ж. “Пчела” #32, 2001

ozes
Администратор
Сообщения: 76289
Зарегистрирован: 21 окт 2009, 19:27

Re: Богатырское Го в Древней Руси

Сообщение ozes » 18 июн 2013, 17:57

Тавлеи в фэнтези - из новой книги Ника Перумова «Тысяча лет Хрофта. Книга первая. Боргильдова битва», 2013 г. (это продолжение цикла книг, первая книга которого «Гибель богов»).

Играют бог Один и огненный великан Сурт.

"Всё начиналось, как в сказках. Странник в серой шляпе завидел впереди на дороге великана, широким, истинно великанским шагом спешившего ему навстречу. Исполинский торс был обнажён, ноги босы, но великану это, похоже, ничуть не мешало. На плече он нёс огромный, себе под стать, двуручный меч с чёрно-рыжим клинком, по воронёной стали змеились яркие языки пламени.

Странник в сером плаще и с длинным посохом из неошкуренной ветки ясеня, казалось, привык что ни день встречать на дорогах Восточного Хьёрварда великанов с подобными мечами, от которых так и расходилась волнами молодая магия только что сработанного оружия.

– Добрый у тебя меч, путник, – заметил странник в сером.

Великан, судя по всему, так удивился, что даже соизволил глянуть на осмелившегося заговорить с ним первым старика с посохом.

– Прочь с дороги, козявка! – прогремел он. – Прочь, покуда не втоптал тебя в грязь, откуда такие, как ты, уже вылезли, на горе всем достойным великанам! Истинным хозяевам всего сущего, если хочешь знать!

Старик с посохом едва заметно усмехнулся.

– Такому могучему воину, да ещё и с таким мечом, конечно, нетрудно будет втоптать в грязь бедного путника, лишённого, вдобавок, всякого оружия. Позволь, достойный, лучше угостить тебя элем – в деревне, кою я только что миновал, едва закончили варку, и, клянусь своим посохом, это самый славный эль, что мне доводилось пивать с самой осени.

Великан так и замер, бешено вращая налитыми кровью глазами. Рот у него открылся. Как?! Обычно людишки удирали от него, едва завидев, а тут какой-то жалкий нищий говорит с ним, как с равным?

Один взмах чёрно-рыжего меча, и от ничтожного старикашки не останется даже мокрого места. Однако великану отчего-то захотелось пошутить. Может, он тогда пребывал в необычно хорошем для себя настроении, может, ему возжелалось позабавиться.

– Эль? – сказал он, нагибаясь и глядя на дерзкого одним глазом. – Эль это хорошо, это славно. Эля можно выпить; что ж, веди, старик.

Странник в сером едва заметно усмехнулся.

– Тогда идём. Это неподалёку.

…В те далёкие времена встретить смелых людей порой было проще, чем в последующие. Во всяком случае, хозяева постоялого двора, где варили пиво, отнюдь не удивились визиту великана. Может, пришли из мест, где подобные встречи случались куда чаще – кто знает? – но пива великану налили, даже не взглянув.

– Эль превосходен, – громогласно объявил великан, осушив кружку. – Что ж, старик, тебе повезло. Мы сыграем в тавлеи. Надеюсь, игра эта тебе знакома, человече?

Странник в сером плаще пожал плечами.

– Разумеется, знакома. Что ж, почему бы и не сыграть; но что послужит ставкой?

– Твоя голова, конечно же! – рыкнул великан.

– Моя голова, превосходно. А что прозакладываешь ты?

– То же самое, – великодушно объявил великан. – Можешь спрашивать первым, старик.

– Благодарю, – слегка кивнул странник. – Но я, как ты видишь, безоружен, а у тебя – огромный меч. Мне такой и не поднять. Так что, если ты вдруг проиграешь, тебе придётся отрубать голову себе самому. Не очень-то мне хочется начинать игру, где я даже не смогу забрать выигрыш.

– Боишься прозакладывать собственную голову, червяк? – расхохотался великан.

– Отнюдь, – пожал плечами старик. – Как давно известно, проигрываешь только голову, а не шею. Шею победитель трогать не может, что, само собой, делает всю забаву бессмысленной. Не так ли?

– Хм, – призадумался великан. – Согласен, шея тоже считается. И добудь себе меч, старик.

– У меня найдётся, – вызвался хозяин. – Добрый клинок, гномья работа. Не в обиду тебе, господин великан, будь сказано, но и твою голову снесёт.

– Может, и снесёт, а может, и нет, – рыкнул великан. – А тавлеи-то у тебя, старик, свои-то хоть есть? Не люблю делить свои, понимаешь.

– Кто же отправляется в дорогу без собственных тавлей? – усмехнулся странник в сером. – Хотя у меня они простые, без затей. По сколько играем? Сорок восемь или девяносто шесть? [В ранних тавлеях каждой фигурке присваивалось значение «силы», от 1 до 12-ти. Игрок мог выставить на поле любое число фигурок, но так, что общее значение их «сил», сложенных вместе, не превышало бы заранее оговорённое число, обычно сорок восемь или девяносто шесть. «Сорок восемь» считалось «быстрой игрой» из-за малого числа фигур. «Ловец» имел значение силы 4, «стрелок» 2, «копатель» и «палач» по 1. «Дракон» относился к самым сильным фигурам, с силой 12. «Ведьма» и «ходячий камень» имели силу 10, «мертвец» – 8.]

– Сыграем сорок восемь, – объявил великан. – Чего зря тратить время?

Старик развязывает тесёмки на видавшем виды кожаном мешочке. Появляются вырезанные из кости и искусно раскрашенные фигурки: их всего восемь.

Дракон и ведьма, ходячий камень и мертвец. Ловец, копатель, стрелок и палач; восемь фигур всего в нехитрых стариковских тавлеях. Нет игральной доски, полем боя, как и положено, служит то, что попало под руку, словно в настоящем сражении.

Великан смотрит, призадумавшись. Потом ставит свои собственные. Всего четыре, но каждая – из числа самых сильных в игре.

Каменный Ётун, Дух Воды, Огненная Дева и Могильщик.

– Не ошибся ли ты, почтенный? – пряча лицо в тени, спрашивает странник в сером. – Мастера тавлей советуют сочетать сильные и слабые фигуры, как в настоящем войске, где отряды разной мощи и разного оружия дополняют друг друга…

Великан не удостаивает своего соперника ответом. Тавлеи кажутся крошечными в его массивных пальцах, но управляется он с ними на удивление ловко.

Пожав плечами, старик двигает своего ловца; ётун ухмыляется, ловцы хороши, когда орудуют из-за чужих спин. В ближнем бою даже самый простой мечник, каким играют разве что самые зелёные новички, сможет загнать ловца в угол. А тут четыре таких чудовища!

Могильщик устремляется вперёд.

– …Кажется, удача отвернулась от тебя, могучий ётун? – насмешливо произносит странник в сером. Один-единственный Дух Воды великана окружён со всех сторон, на него нацелились мертвец с ведьмой, сзади их подпирает ходячий камень. Старик пожертвовал сильнейшую свою фигуру, дракона, но взамен выбил двух неприятельских. Ещё раньше четверо – копатель, стрелок и палач с ловцом – исполнили свой долг, погибнув, но сняв с игры могильщика и позволив дракону изготовиться для неотразимой атаки.

Великан словно ничего не услыхал. Несколько мгновений он молча глядел на тавлеи, на единственного своего каменного ётуна…

Чёрно-рыжий меч вспорол воздух неслышно, единым незримым движением, оставив на своём пути пламенную арку. И – со звоном натолкнулся на подставленный посох. Сталь возмущённо загудела, почти закричала от боли, Гунгнир вспыхнул, представ в своём подлинном виде. Остриё горело нестерпимым белым огнём.

– Один… – прошипел сквозь зубы великан.

– А как твоё имя, нарушитель клятв? – спокойно осведомился Отец Дружин. – Ты проиграл мне и голову, и шею.

Глаза ётуна сузились, длинный меч нацелился прямо в грудь владыке Асгарда.

– Как пожелаешь, – пожал плечами Ас воронов. И взмахнул рукой.

Над крышами и стрехами взвился тугой столб огня, где голубое пламя переплелось с рыжим. Навес, под которым они играли, смело, точно ураганом; в грудь словно грянуло стенобитным тараном.

Налетел свежий ветер, облако дыма и пыли отнесло в сторону. Отец Дружин застыл с поднятым и готовым для удара Гунгниром; его противник тоже замер, но в руках его был уже не чёрно-рыжий клинок – там ярился росчерк бушующего пламени. Подобно своему хозяину, оружие сбросило чужую личину.

– Сурт, владыка Муспелля. Приветствую могучего турса, носителя огненного меча! Что же ты не идёшь сюда? Пришло время платить проигрыш.

– Скорее небесный свод погрузится в Мировое море, – проревел великан.

– Тебе же хуже. Клятвопреступник отправится в Хель.

– А тебе ведомо, куда уходят великаны, когда настаёт их срок? – сплюнул Сурт. – Нет? Вот и молчи, Ас воронов. Мы ещё встретимся и посчитаемся, будь уверен!

– Встретимся, – кивнул Отец Дружин.

Там, где только что стоял великан, взвился огненный вихрь. Фигура Сурта утонула в пламенной круговерти.

– Встретимся, – медленно повторил Один, глядя на пустой круг обожжённой, чёрной земли. Его противник исчез."


Тавлеи (велеи) — древняя настольная игра шашечного типа, позднее — название игры в шашки.
Возможно, следует понимать былинные упоминания велей как указание на то, что тавлеи пришли от викингов, игравших в игру хнефатафл — своеобразный гибрид нард, го, шашек и шахмат, ср. исл. tefla — «играть (в шашки, шахматы)». Тафл упоминается в сагах как священная игра богов.
Из Википедии.

Закрыто

Вернуться в «Игра Го»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

Поделиться: