ИСТОРИЯ. ПЛАН РАЗВИТИЯ САЙГОНА ДО 1975 Г. ПОД ВЛИЯНИЕМ США

Книги, статьи и цитаты. Авторы.

Модератор: tykva

ИСТОРИЯ. ПЛАН РАЗВИТИЯ САЙГОНА ДО 1975 Г. ПОД ВЛИЯНИЕМ США

Сообщение Вадим » 22 ноя 2016, 20:05

Hunters 10/04/2013

Сайгон.1.jpg
Сцена на Улице Свободы, 1961 г., в настоящее время улица Донг Кхой. Life
Сайгон.1.jpg (41.1 КБ) Просмотров: 1550


Сайгон.2.jpg
Карта Сайгона и прилегающих районов в 1960-е гг.


«Планы развития в прошлом, из древнего города, обычно в северном направлении вдоль древних песчаных наносов. План будущего развития также сохранял это направление и любой практический план развития Столицы Сайгон должен был ясно определяться этими факторами» - Планом развития Сайгона согласно проекту полуострова Тхутхием 1972 г.

Планировщик Нгуен До Зунг

С середины 60-х годов конгресс США посредством Агентства по международному развитию (USAID) осуществил финансовую помощь Югу Вьетнама в городском развитии. Начиная с этого времени очень многие масштабные и качественные проекты и исследования городского развития осуществлялись на Юге. В этой статье я познакомлю с предварительными способами реализации этих проектов, не углубляясь в эти планы, что станет темами последующих материалов.
Изображения двух планов, осуществлявшихся двумя очень авторитетными международными компаниями того времени: Общий план города Сайгон, разработанный в 1965 г. Компанией «Ассоциация Доксиадиса - Консультанты по развитию и экистике»1 (Греция) (Теория формирования и эволюции поселений, предложенная греческим архитектором-градостроителем К. Доксиадисом в 1950—60-х. – пер.) и План развития Тхутхием, разработанный в 1972 г. под руководством американской компании «Вурстер, Бернарди и Эммонс»2. Наряду с этим Франк Павик и Джэймс Богл по очереди выступили с рядом докладов, конкретизирующих планы городского развития на Юге и проблемы Сайгона. Также Франк Павик предложил затем Возможности использования земель города Сайгон на рассмотрение Генеральной компании по городскому строительству и проектированию3 . Эти материалы не только дали ценную информацию об истории развития города и планировании на Юге, но также модель по совершенствованию в условиях рыночной экономики, и были более научно обоснованными в плане наглядности, т.е. в отношении тех архитектурных проблем, которые смущают современную, опирающуюся на командные принципы, вьетнамскую отрасль городского планирования.
Вышеупомянутые планы основывались на тщательных исследованиях не только архитектуры, климата и земель, но и межрегиональных транспортных, а также экономических и финансовых потребностей. Документы по планированию, как правило, завершались методами по развертыванию, сметой и очень конкретными политическими предложениями и всегда сопровождались детальной разработкой пилотного проекта.

Сайгон.3.png
Исследование направлений развития Сайгона согласно временной последовательности карты Богла (с)


screen-shot-2012-03-19-at-10-00-40-pm.png

Допустимые цены на землю согласно ставке землепользования и стоимости мелиорации в столичном районе Сайгон по схеме DA (а).

screen-shot-2012-03-19-at-9-57-56-pm.png

Прогноз местных финансовых возможностей для инвестирования жилищного строительства в период 1965-2000 гг. в районе Сайгон по схеме Dioxiadis Associates (a).

Некоторые завершенные и углубленные проекты


Грандиозный проект Dioxiadis Associates (a) представляет собой общее исследование климата, земель, рельефа и геоморфологии, населения, жилья и финансовых возможностей не только Сайгона но и всего Юга того периода в большей мере, чем простой план. Шесть частей этой грандиозной программы:

Часть I: Программа развития района Сайгон - Телон в течение 30 лет с перечислением потребностей развития и ресурсов, необходимых для их удовлетворения.

Часть II: Предлагаемая административная организация, необходимая для реализации вышеназванных программ, включая административные правительственные органы, частные учреждения, организации и банки.

Часть III: Набросок плана направлений развития городского района Сайгон – Телон, в т.ч. содержание плана, необходимые исследования и методы реализации, определение условий, позволяющих немедленно развернуть выполнение в ряде районов еще до формирования плана.

Часть IV: Сравнительное изучение различных типов жилья, пригодных для климата во Вьетнаме.

Часть V: Сравнительное исследование типов земель района (сухих, полу-заболоченных, возвышенностей, низменностей и т.д.) и подробная информация о стоимости и формах развития, соответствующих каждому типу.

Часть VI: Подробное описание и предложения местных и импортных материалов, а также промышленности по производству местных стройматериалов.

Часть VII: Описание человеческих ресурсов в стране для создания и осуществления программ и рекомендаций по подготовке кадров (строителей, плотников, исследователей, художников, архитекторов, инженеров, плановиков, и т.д.).

Часть VIII: Генеральный экспериментальный пилотный проект для приблизительно 10000 домов в соответствии с окружающей средой во Вьетнаме. Подробные предложения по планированию первой жилой зоны из порядка 1000 домов согласно данному проекту. Этот проект позволит получить информацию по вопросам, возникающим в процессе реализации программ развития, а также по обучению персонала и существующим возможностям.

thuthiem1972_low.jpg

Карта, иллюстрирующая план Тхутхием компании WBE 1972 г. (б).

screen-shot-2012-03-19-at-9-54-02-pm.png

Рекомендации по транспортной системе, соединяющей два берега реки Сайгон по проекту Тхутхием компании WBE 1972 г. (б).

Другой пример - план Тхутхием 1972 г. включал коллективные опросы (исследования). Он утвердил провал предыдущих, в частности, проекта Тхутхием 1968 г., что было обусловлено «недостатками в сборе физических характеристик местоположения, а также бесчисленным множеством других факторов, влияющих на развитие»4:

- Физическая структура (физическое планирование): сбор данных о населении и земельных характеристик района Сайгон (SMA – Сайгон метрополитен эариа – пер.). Тенденции развития сравниваются с физическими факторами, которые будут влиять на развитие SMA в ближайшие десятилетия.
- Методика: геологические исследования для выбора наилучшего способа выравнивания низменных и затопляемых районов. Обследована система каналов, сделана схема основных каналов в разрезе.
- Транспорт: изучение объема перевозок по внутренним дорогам полуострова5, анализ способов переправы через реку Сайгон для оценки затрат.
- Экономика: стоимость земли и землепользования прогнозируются на следующий 30-летний период, предлагаются способы удовлетворения потребностей развития полуострова. Анализ затрат и выгод (cost-benefit analysis) по каждому методу и диаграммам движения (cash flow) государственных инвестиций для полуострова. Оценка внешних финансовых ресурсов и потенциала местных финансовых институтов.
- Другие факторы: политика и государственные нормативные акты, которые будут оценены по их влияние на развитие городов.


Как результат коллективных опросов эти исследования вышли за рамки полуострова Тхутхием и пользы для развития города в целом. Проект Тхутхием 1972 г. опроверг модель развития Доксиадиса за чрезмерную навязчивость и введение дополнительного трафика на линии через реку Сайгон и полуостров. Проект также подверг критике модель городов-спутников6, поскольку она требовала слишком большого участия правительства. Проект исходил из существовавшей реальности: развитие должно следовать оси Восток-Север, т.е. по надежной возвышенности.
Три наиболее интересных части проекта предполагали обсуждение соединения двух берегов реки Сайгон, финансовые предложения и политический раздел. На основе исследований транспортных возможностей и стоимости земли проект предполагал скорейшее завершение кольцевой дороги в южном направлении, чтобы уменьшить транспортный поток через центр, и соединение с будущим аэропортом7, перенос Современного порта и военно-морской верфи (Башон) для строительства низкого моста, непосредственно связывающего проспект Хамнги с бульваром Нгуен Бинь Кхьема и далее - с Тхутхиемом8. И, наконец, среди многочисленных политических предложений, выделялось предложение основываться на стоимости недвижимости (assessment tax - гос. фин. обложении налогами), по расширению городских границ для включения окружающей сельской местности и 20% земель благодаря Агентству аграрного развития9 под дома для людей с низким уровнем дохода при 50% субсидировании.

5956545395_fa868f30bd_b.jpg

Война, происходящая в сельской местности, заставляет население Сайгона резко расти. Трущобы вдоль канала являются результатом этого процесса, когда число мигрантов из сельской местности слишком велико.

Препятствия для планирования

Эти научно-исследовательские проекты, конечно, не обязательно отражают реальное качество планирования и городских исследований на Юге в тот период, поскольку они крайне зависели от влияния французской школы «Изящных искусств » (Beaux Arts) (б). Трудно оценить степень влияния этих проектов и исследований на планирование на Юге. Условия войны и жесткий бюджет не позволяли развернуться этим проектам. Кроме того, как отметил Зельц в 1970 г., процесса передачи технологий, на самом деле, не происходило из-за недостатка специального опыта в правительственных органах, а обильные источники финансирования заставляли иностранных консультантов использовать в большей мере иностранную трудовую силу, чем местную (а). Все исследования и статьи о планировании на Юге раскрываются в контексте городских и социальных проблем. Многие из поднятых тогда вопросов можно наблюдать сегодня в обществе и в современном планировании. Например, Майкл Зельц (а), планировщик группы советников на Сайгонском рынке, выделил тогда (кроме войны) 3 фактора, негативно влиявших на планирование: 1. отсутствие информации; 2. коррупцию, которая препятствовала межотраслевому сотрудничеству; 3 слабые правительственные органы на местах, не имевшие независимости в отношениях с центральным правительством; и 4. нехватку финансовых ресурсов. Ниже приведен авторский фрагмент перевода о трех первых проблемах:

…План развития Сайгона сегодня встречается с трудностями из-за недостатка информации. Отсутствуют точные данные о населении города. […] Отсутствуют исследования о капитальной экономической деятельности, позволяющие ответить на вопрос о соотношении промышленных отраслей и трудовых ресурсов. [...] Отсутствует анализ уровня жизни городского населения, который позволил бы оценить условия в отношении жилья и общественных служб. Очень мало хороших информационных карт по налогообложению. Отсутствуют финансовые и информационные программы об использовании только что появившихся новых земель.

… Один из планировщиков (правительства) Зьема сказал мне, что невозможно работать независимо, подобно врачу или адвокату. Он должен сотрудничать с очень многочисленными общественными группами. Однако это сотрудничество нисколько не представлено в Сайгоне. Вопреки реальности Правительство Вьетнама является военной диктатурой, существует множество центров сил (различных) в сердце административной системы, не принимающей предложений по сотрудничеству. […] (я) узнал, что усилия и беспокойство вьетнамцев об объединении (unitary) захватили очень многие учреждения и властные органы, поскольку руководители (этих учреждений) могут получать очень много денег посредством взяток.

В дополнение к нехватке информации по планированию, коррупции и распылению полномочий между учреждениями административного аппарата очевидно, что город Сайгон (эксплуатируется) не является независимым. Рынок, на практике, - всего лишь незначительная обязанность правительства, когда необходимы прямые доклады о деятельности командующему военного района. Его бюджет контролируется Министерством финансов, учреждением, одновременно ведающим бухгалтерией города, что приводит к тому, что город медлит с отчетностью кредиторам. Различные государственные министерства управляют важными городскими функциями, такими, как общее образование и коммунальные службы. Иногда министерствам преднамеренно поручается отложить выполнение городских проектов для экономии определенной бюджетной суммы (для себя), когда в конце года капитал может быть реквизирован другими министерствами (б).


screen-shot-2012-03-19-at-11-36-16-pm.png

Столичный район Сайгон
Общий план и распределение всех типов свободных земель
(Общий план земель, пригодных для городской застройки в районе Сайгон 1974 г.) (е).


screen-shot-2012-03-19-at-11-39-25-pm.png

Проект Двух осей переселения на Юге на плане района Сайгон 1974 г. – один из 3 проектов, наиболее сходный с современным планом


Долгосрочный и завершающий шаг по планированию на Юге до 1975 года?

Однако, с другой стороны, у меня есть материалы окончательного Генерального плана Сайгона: Физический план развития столичного района в 1974 г., внесенный к осуществлению Проектировщиком городского и сельского развития Министерства общественных работ и путей сообщения, был очень научно обоснованным проектом и продолжил предыдущие проекты, осуществляемые иностранцами. Введение. Часть I: Первоначальный доклад, план устанавливает:

Представленный на рассмотрение, он поочередно описывает потребности по предварительной смете, наличие земли и некоторые методы решения.

Проект вводит в практику метод накладывания карты приложений с использованием информационных технологий для определения надлежащего использования земель и даже модель путей сообщения для каждой области всего городского района Сайгон (включая Бьенхоа, Тхузаумот и Нёнчать) и обеспечивает планово-ориентированную структуру. В главе 6: Заключение и Предложения следующим образом кратко изложен метод:

... Область разделена на квадраты, каждая ячейка имеет площадь в 1 квадратный километр. Особенности земель каждой ячейки определены по цене на карте, цвета которой, от ярких до бледных, зависят от возможностей области. Все эти художественные средства необходимы, чтобы определить возможности использования различных типов земель.

[...] Природные и искусственные особенности каждого квадрата распознаются по кодовому номеру и условному обозначению, зависят от плотности населения в каждом квадрате, электронно-вычислительная машина оценит затраты на строительство поселений (обычно при предприятиях – пер.) для каждого региона и общего решения.

[...] Компьютер также используется для решения моделей циркуляции (набор сложных математических уравнений) и определения обменных матриц (interchange matrix), а отсюда - каркаса маршрутов.


Методами, представленными здесь, являются: анализ землепользования путем наложения карты (land use suitability analysis) и определение маршрутов с помощью матриц поездок (trip assignment/назначение поездки – пер.) для каждой области городского дорожного движения, из чего можно сделать вывод, что движение по-прежнему составляет основный предмет, который сегодня преподается в институтах планирования США, как я узнал. Подобные решения вопросов движения, однако, малоизвестны в сфере городского планирования и не преподаются сегодня во Вьетнаме.

Если это действительно осуществляемый вьетнамцами проект, эти усилия по планированию заслуживают того, чтобы быть признанными в истории как переход от планирования архитектурного дизайна к комплексному научному исследованию по развитию территорий. К сожалению, это наследие впоследствии не было востребовано и предано забвению после 1975 года10, и следующие поколения планировщиков обучаются сегодня в Социалистической школе, находящейся в существенном замешательстве перед лицом рыночной экономики, определяющей решения по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и городских районов, которая больше не подчиняется монополии государства (и, следовательно, архитектура более не играет важную роль в планировании, как ранее).

Сейчас у нас в руках есть все выше представленные документы, но ввиду их грандиозности мне нужно время, чтобы изучить и разместить их в этом городском блоге.

Примечания:

1. Doxiadis Associates (DA) под руководством греческого архитектора Константиноса Доксиадиса является консалтинговой компанией в мире градостроительства, бывшей в числе наиболее влиятельных в 1960-е годы. Одним из важнейших проектов DA явилась пакистанская столица Исламабад.

2. Вурстер, Бернарди и Эммонс (WBE) является архитектурной фирмой со штаб-квартирой в Сан-Франциско (США). Компания была основана Уильямом Уилсоном Вурстером, основателем Школы экологического дизайна в Калифорнийском университете в Беркли, а затем включила двух молодых партнеров - Бернарди и Эммонса. Донн Эммонс отвечал за проект Тхутхием в 1972 году.

3. Городской дизайн (urban design), как мы знаем сегодня, явился новой сферой развития в середине 60-х годов, чтобы преодолеть разрыв между архитектурой и планированием. Поскольку название этого учреждения определялось словосочетаниями городской дизайн и городское планирование, в документах городского планирования USAID того времени оно было переведено как urban planning.

4. Вьетнамский перевод проекта имеет много ошибок (кроме лингвистических элементов на Юге в то время), тем не менее, чтобы отразить дух чертежей, для читателей я цитирую источники и добавляю аннотации.

5. Я еще не видел во Вьетнаме ни одного общего плана, который сегодня основывался бы на исследовании транспортного движения. Если у Вас есть соответствующая информация, пожалуйста, сообщите.

6. Все общие планы сегодня, от Ханоя до Города Хошимин, до сих пор следуют этой модели, но не касаются ее оборотных сторон.

7. В будущем этот маршрут свяжет проспект Нгуен Ван Линя и международный аэропорт Лонг Тхань.

8. Тема соединения двух берегов реки Сайгон - это интересная история, которую я расскажу вам в другой раз.

9. Агентство по реализации правительственного проекта.

10. Профессор Чыонг Куанг Тхао, а затем некоторые его студенты и аспиранты изучали эти проекты в Университете Архитектурном институте Города Хошимин. Благодаря профессору Тхао я впервые узнал об этих материалах в 2009 году. Для этой статьи использованы архивные материалы университетских библиотек США.

Примечания переводчика:

1. О современных планах развития района Тхутхием см. http://www.diathe.com/tintuc/ban-quan-l ... thiem.html

2. См. оригинал статьи на http://bookhunterclub.com/quy-hoach-sai ... a-hoa-k-y/
Вадим
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 авг 2010, 22:51

Вернуться в Литература - вьетнамская и про Вьетнам

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1