Ле Чыонг Шон: «Мы готовы помогать нашим партнерам получить «длинные» деньги в Азии на выгодных условиях»
Генеральный директор инвестиционной компании «Инцентра», управляющей МФК «Ханой-Москва», Ле Чыонг Шон, рассказывает, почему вьетнамский банк готов рассматривать возможность кредитования на длительный срок арендаторов-партнеров ИК «Инцентра» под сказочные для российских реалий проценты – 5% годовых. О том, что для этого нужно – читайте на портале ComEstate.ru.
Господин Шон, расскажите, как возникло соглашение между правительствами Москвы и Ханоя, на основании которого в столицах двух стран были выделены земельные участки для возведения общественно-деловых центров: в России вьетнамского и во Вьетнаме – российского?
России и Вьетнама всегда были хорошие отношения, которым уже более 65 лет. В конце 90-х годов взаимоотношения перешли на более высокий уровень, и зародилась идея создания культурно-деловых центров в двух столицах. В 1999 году было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. Кроме того, в Москве действует программа «Дома Москвы» за рубежом» (на сегодняшний день, согласно порталу Московского центра международного сотрудничества, «Дома Москвы» открыты в Риге, Софии, Ереване, Сухуми, Бишкеке и Вильнюсе. О том, что аналогичный «дом» должен появиться в Ханое - нет информации. – портал ComEstate.ru).
В 2005 году была утверждена программа сотрудничества, а в 2008 году подписано соглашение, позволившее нам реализовать серьезный проект.
Насколько я понимаю, российская сторона все никак свою возможность не реализует: Ханоем выделен земельный участок в историческом центре города – Золотой миле, но никаких работ на участке не ведется. Почему?
Правительство Москвы, видимо, ведет переговоры с потенциальными инвесторами, но детально я не могу комментировать ситуацию.
Три года длилась предпроектная работа. За это время «Инцентра» выиграла 500 судебных дел у владельцев гаражей, победила государственную корпорацию «Автодор», у которой на участке была промышленная база. Как вам удалось все это? Расскажите о том времени.
Участок был очень сложный, но мы знали, на что идем. Кстати, правительство Москвы предлагало нам и другие, свободные от построек и строительного мусора участки на западе и севере Москвы. Но мы выбрали именно более сложную территорию, поскольку изначально этот участок в два раза превосходил по площади остальные предложения. К тому же здесь лучше транспортная инфраструктура. Если же говорить о сроках выхода на этап строительства, могу сказать, что это абсолютный рекорд среди московских девелоперов. Кому-то на таком сложном участке потребовалось бы 5 лет, кому-то - 10 лет, а кто-то вообще бы никогда не смог начать строить. Здесь было все: гаражи, промышленные объекты, склад реагентов, загрязненная почва – и при этом земельный участок носил гордый статус природного комплекса Москвы! Разумеется, без помощи правительства Москвы нам бы не удалось освободить участок. Мы выигрывали суды, пригоняли бульдозеры, чтобы снести незаконные постройки, у законных собственников выкупали объекты. В общей сложности с площадки вывезли 60 тысяч «кубов» мусора, полностью утилизировали испорченные грунты, а в отдельных местах почва была загрязнена до пяти метров.
И ваши труды окупились? Игра стоила свеч? Мне кажется, что МФК «Ханой-Москва» пустует, а в условиях кризиса арендаторов будет найти очень не просто.
В «Ханой-Москва» практически нет пустующих площадей и это при том, что официального открытия еще не было. Все апартаменты, в которых завершена чистовая отделка, а это 50% от общего фонда в 700 номеров, сданы в арену или проданы. Более того, у нас существует лист ожидания из арендаторов и покупателей апартаментов, и к концу года, когда подрядчики сдадут все номера, заселение составит 100%. В офисной части комплекса готово 40% помещений – около 5 тыс. кв. метров из общей арендопригодной площади в 12 тыс. кв. метров. Все готовые офисы сданы. К началу делового сезона, я рассчитываю, завершится отделка офисов, и рынок быстро поглотит наше предложение. Что касается торговых помещений, то из трех этажей, отведенных под ритейл, сдан один этаж, и он полностью занят. Торжественное открытие торгового комплекса будет проведено в ноябре 2015 года. К этому времени мы завершим отделку и сдадим в аренду до 70% торговых площадей. Площади будут заняты как за счет текущих арендаторов, так и за счет проведения на нашей территории крупнейшей выставки-продажи.
Вы даете очень оптимистичный прогноз, за счет каких механизмов планируете получить нулевую вакансию в сегменте апартаменты и офисы и приемлемую вакансию в ритейле?
А вы хотели бы купить апартаменты на условиях, значительно более выгодных, чем предлагает ипотечная программа любого банка России? Наш финансовый партнер - Банк Инвестиций и Развития Вьетнама (BIDV) готов кредитовать наших покупателей на очень выгодных условиях. Это же касается и бизнеса. Во-первых, вступает в силу соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и Россией. Во-вторых, банк ВТБ совместно с BIDV разрабатывает набор финансовых инструментов, который позволит сократить бизнес-сообществу издержки. В частности, вьетнамский банк для торговых операций готов предложить порядка 5% годовых. И не факт, что даже эти проценты нужно будет выплачивать, поскольку есть другие, более эффективные инструменты, например – банковская гарантия. Чтобы воспользоваться предложением компании нужно будет иметь счета в двух банках.
Мы предлагаем арендаторам прекрасную инфраструктуру – в одном месте можно делать покупки, жить и работать. Конечно, мы не единственные, но одни из пионеров формата МФК в Москве. Транспортная доступность нашего объекта также существенно улучшится, когда будет построен съезд с МКАД и Ярославского шоссе в 2016-2017 годах.
Инвестиции в МФК «Ханой-Москва» составили порядка $250 млн, чьи это деньги, правительства Ханоя?
Нет. Учредители «Инцентры» – пять ведущих вьетнамских компаний в сфере девелопмента, туризма и торговли, это Ханойская туристическая корпорация, группа компаний Euro Window Holding, Ханойская импортно-экспортная компания. Наш банк-партнер, уже упомянутый BIDV, открыл нам кредитную линию на 15 лет с правом пролонгации. «Инцентра» выступает не только девелопером или управляющей компанией комплекса, мы работаем как консультанты. Например, у нас сильный штат юристов и мы готовы консультировать наших арендаторов по юридическим вопросам и, к слову, не только юридическим.
В ноябре в «Ханой-Москва» откроется выставка вьетнамских товаров, она будет работать в течение целого месяца, почему так долго?
За это время москвичи и гости столицы познакомятся с вьетнамскими товарами, а вьетнамские компании смогут поработать с аудиторией b2b и b2c, понять конъюнктуру рынка, осуществить поиск бизнес-партнеров.
Вы планируете, что вьетнамские компании – участники выставки станут вашими арендаторами в будущем?
Да. Представлять свои товары в fashion-индустрии, индустрии питания, сельском хозяйстве, переработке приедут 150 компаний – это потенциально наши арендаторы. Вьетнамцы – производители, но не маркетологи, им нужно налаживать дистрибуционную сеть, и при выходе на российский рынок не обойтись без российских партнеров.
Складывается впечатление, что МФК «Ханой-Москва» заточен под вьетнамский бизнес, который интересуется российским потребителем.
Это не совсем так. Сейчас на территории МФК работает 15 совместных предприятий, но, например, в торговом сегменте, я прогнозирую, что не более 20-25% площади займут вьетнамские компании. Мы готовы оказывать консультационные услуги и главное – помогать получить «длинные» деньги на выгодных условиях российским компаниям – нашим арендаторам.
Господин Шон, не могу не сделать Вам комплимент – Вы великолепно говорите по-русски…
Я в России уже 30 лет, учился в Ленинградском институте водного транспорта. После окончания института организовал с друзьями бизнес – поставлял во Вьетнам минские МАЗы, российские КамАЗы, строительное и горнодобывающее оборудование, в Россию импортировал товары народного потребления из Вьетнама.
Считается, что азиатский менталитет, особенности ведения бизнеса несколько отличаются от западного и российского. Что вас удивляет в России как предпринимателя?
Российский рынок уникален по разным причинам. Во-первых, он огромен – это почти 150 млн человек. Во-вторых, российский потребитель кардинально отличается от любого другого. Это идеальный потребитель, который легко расстается с деньгами и много тратит на одежду и косметику. В-третьих, у вас нет устоявшихся предпочтений в брендах. Сегодня Китай как производитель одежды в определенных сегментах все больше замещается Вьетнамом. Зачем переплачивать посредникам в Европе? Мы готовы предоставлять качественный товар напрямую от производителя. А создать здесь бренд, вдохнуть в него жизнь помогут российские маркетологи, дистрибьюторы.
А какой стиль ведения бизнеса сейчас исповедуете Вы: российский или азиатский?
В Азии бизнес-процессы проходят последовательно, я бы даже сказал, медленно. В России – быстро и продуктивно. Есть несколько ключевых моментов в ведении бизнеса. Так, европейский подход к бизнесу прагматичный. Здесь царит быстрое принятие решений с направленностью на скорый результат. В отличие от Европы и России, азиатский подход более медленный, если смотреть через призму европейского восприятия, но, с другой стороны, такой подход более обстоятельный и последовательный. Существуют определенные стереотипы в глазах европейских партнеров – в России принято говорить о медлительности азиатских партнеров. Мной же данный подход воспринимается не как медлительный, а как последовательный. Что касается меня лично, то я стараюсь совместить европейский прагматизм с корректностью, внимательностью и обстоятельностью азиатского подхода.
http://www.comestate.ru/interview/le_ch ... _usloviyah