Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Музей имени Андрея Рублёва:
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Середина – вторая половина XIX века. Русский мастер в Иерусалиме (?)
Дерево, масло; 35 х 31 см
КП 4081
На нижнем поле иконы из собрания Музея имени Андрея Рублёва, есть надпись, которая гласит: «Подобие иконы находящейся над престолом места Рождества Христова в Божественном Вертепе Святого Града Вифлеема». Возможно, она была написана русским мастером в Святой Земле для паломников из России. Но не исключено, что она была создана уже в России по образцу, привезенному из Святой Земли.
Представленная на ней композиция праздника Рождества Христова относится к развернутому варианту: помимо сцен поклонения Младенцу в Вифлеемской пещере, благовестия пастухам и скачущих за звездой волхвов здесь представлены беседа последних с царем Иродом, принесение ими даров Христу, избиение младенцев и спасение праведной Елизаветы со своим сыном Иоанном Крестителем в расступившейся горе, а также Бегство Святого семейства в Египет. Иконы, содержащие столь подробное повествование появились в Византийском искусстве не позднее XII-XIII веков. На Руси они распространились в XVI-XVII столетиях. Особенность поздней иконографии, характерная для Святой Земли, - изображение Богоматери и Иосифа в вертепе перед яслями с Младенцем в коленопреклоненных позах с прижатыми к груди руками.
Икону отличает эффектность художественного решения, достигнутая благодаря богатству колорита, построенного на драматическом противопоставлении света и тьмы.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Середина – вторая половина XIX века. Русский мастер в Иерусалиме (?)
Дерево, масло; 35 х 31 см
КП 4081
На нижнем поле иконы из собрания Музея имени Андрея Рублёва, есть надпись, которая гласит: «Подобие иконы находящейся над престолом места Рождества Христова в Божественном Вертепе Святого Града Вифлеема». Возможно, она была написана русским мастером в Святой Земле для паломников из России. Но не исключено, что она была создана уже в России по образцу, привезенному из Святой Земли.
Представленная на ней композиция праздника Рождества Христова относится к развернутому варианту: помимо сцен поклонения Младенцу в Вифлеемской пещере, благовестия пастухам и скачущих за звездой волхвов здесь представлены беседа последних с царем Иродом, принесение ими даров Христу, избиение младенцев и спасение праведной Елизаветы со своим сыном Иоанном Крестителем в расступившейся горе, а также Бегство Святого семейства в Египет. Иконы, содержащие столь подробное повествование появились в Византийском искусстве не позднее XII-XIII веков. На Руси они распространились в XVI-XVII столетиях. Особенность поздней иконографии, характерная для Святой Земли, - изображение Богоматери и Иосифа в вертепе перед яслями с Младенцем в коленопреклоненных позах с прижатыми к груди руками.
Икону отличает эффектность художественного решения, достигнутая благодаря богатству колорита, построенного на драматическом противопоставлении света и тьмы.
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Музей имени Андрея Рублёва:
Сохранились ли росписи Андрея Рублева в белокаменном Спасском соборе?
Роспись Спасского собора Андроникова монастыря – последняя работа великого иконописца. Как сообщают древние тексты, этот храм Андрей Рублев «подписанием чудным своими руками украсиша». Фрески Спасского собора погибли в московском пожаре 1812 г. Сохранилась лишь часть декоративной росписи на двух откосах алтарного окна, обнаруженная при реставрационных работах в 1970-х гг. Огонь не тронул живопись, так как оконные проемы в позднее время были заложены кирпичом. Этот фриз с орнаментированными медальонами - уникален. Ни в одном из древнерусских храмов не встречается подобный орнамент в оконных проемах. Увидеть его, к сожалению, можно только на фото - сохранившаяся алтаре роспись не видна за иконостасом действующего храма.
Сохранились ли росписи Андрея Рублева в белокаменном Спасском соборе?
Роспись Спасского собора Андроникова монастыря – последняя работа великого иконописца. Как сообщают древние тексты, этот храм Андрей Рублев «подписанием чудным своими руками украсиша». Фрески Спасского собора погибли в московском пожаре 1812 г. Сохранилась лишь часть декоративной росписи на двух откосах алтарного окна, обнаруженная при реставрационных работах в 1970-х гг. Огонь не тронул живопись, так как оконные проемы в позднее время были заложены кирпичом. Этот фриз с орнаментированными медальонами - уникален. Ни в одном из древнерусских храмов не встречается подобный орнамент в оконных проемах. Увидеть его, к сожалению, можно только на фото - сохранившаяся алтаре роспись не видна за иконостасом действующего храма.
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Музей имени Андрея Рублёва:
"Кот. Мартовский, весну учуял! С днем кошек вас и с первым днем весны!"
"Кот. Мартовский, весну учуял! С днем кошек вас и с первым днем весны!"
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Спасо-Андроников монастырь. Фото 1967 г. (Яузская Москва, из фб)