Мы начинаем наши размышления Уставом Лу Баня, поскольку вступление в мир боевых искусств должно начинаться как знанием подобных правил, так и пониманием своего участия в общественно полезном труде, когда боевые искусства являются всего лишь частью нашей многообразной жизни, которая питается энергией ци в целом 1.
Устав Лу Баня
1) Никакой измены предкам, учителю.
2) Никакого пьянства, разврата и распутства.
3) Никакой алчности и воровства.
4) Никакого насилия над слабыми.
5) Никакой вредной магии для людей.
«Обычный человек привык рассматривать явления в рамках привычного контекста, ему кажется, что и раньше жили также и в таких же условиях… Но при таком подходе - нарушается «принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования» 2.
О какой энергии ци может идти речь в состоянии голода? Данный вопрос мы кратко затронем в общественно-историческом отношении применительно к восточным боевым искусствам и лечебной гимнастике.
Итак, спросим вновь, о какой энергии ци могла идти речь, в частности, в условиях массового голода в Китае 1959-61 гг., когда число его жертв составило от 14 до 26 млн. 3 либо до 40 млн. человек 4. Не располагая пока определенной статистикой, мы можем предположить, что в это число входят и многочисленные адепты боевых искусств и лечебных практик. Несмотря на все еще существующий тезис о непознанном характере энергии ци, мы вполне определенно усматриваем ее в дыхательном, а также в пищевом питании 5, т.е. в тех калориях, которые содержатся в пище, например, в рисе. Даже дыхательные практики не могут обеспечить длительную жизнедеятельность человека (видимо, за исключением паранормальных примеров самадхи). Говоря определенно, «Нет пищи - нет ци».
«Кроме того, во время реформ нужно было подвести традиционный для китайского менталитета исторический базис, доказывающий, что цигун - это часть «медицинского наследия Родины». Эти задачи начали активно реализовывать в 1950-х годах, когда сторонники терапии цигун действовали в соответствии с нововведенным принципом государства:
Трудящийся народ - хозяева истории!
勞動 人民 是 歷史 的 主人
láodòng rénmín shì lìshǐ de zhǔrén
Чтобы достичь этого, необходимо было отрицать связь цигун с буддийской и даосской традицией самосовершенствования, поскольку новое китайское государство связывало и традиционные народные верования, и классические Учения Старого Китая - с суеверием и идеализмом, именуя «наследием феодального класса» 6 и т.д.
Таким образом, известные тезисы об утрате секретов боевых искусств, которые существуют в Китае и Вьетнаме, имеют под собой конкретную общественно-историческую почву, это – войны, революции, стихийные бедствия и порождаемый ими голод. Боевые искусства есть лишь часть жизни, когда биологическая энергия требуется во всех без исключения трудовых занятиях – домостроении, живописи, изготовлении лютней и лодок, проведении конференций…
Теория и практика боевых искусств наиболее определенным образом рассматривают и демонстрируют владение энергией ци во всяком конкретном коллективном и индивидуальном тренировочном, соревновательном и боевом процессах, что позволяет нам перейти к рассмотрению ее как холодного ядерного синтеза в клетках организма человека.
Попутно мы обнаруживаем отсутствие формулы энергии ци в известной традиционной схеме пяти первоэлементов У-син, но видим лишь направления и результаты ее движения. Это объясняется, очевидно, древностью данной схемы, хотя «На бронзовых изделиях эпохи Шан и начала Чжоу встречаются древние рисунки, чрезвычайно живо изображающие позы цигуна. Это доказывает, что цигун зародился еще до изобретения письменности» 7.
Задачей настоящего поиска не является критика древней натурфилософской концепции. Ответом на вопрос, откуда мы черпаем энергию ци, является знание о питании – источнике нашей жизнедеятельности, включая занятия боевыми искусствами.
Научное изучение ци уже получило определенное развитие 8, и наше краткое исследование явится лишь некоторым к нему дополнением, кода мы сошлемся не только на китайский, но и индийский опыт:
«Систематизированное учение йоги в рациональных терминах формального мышления было представлено в трактате врача и философа Патанджали «Йога-сутра» (II в. до н. э.). В «Йога сутре» теоретическая часть учения представлена четырьмя частями: Самдхипада, Садханапада, Вибхутипада и Кайвальяпада. Практическая часть впервые выделяет упражнения – умственно–духовные усилия, достигаемые специальным сосредоточением и медитацией. Асаны и пранаяма являются лишь одним из средств к успокоению ума. <...>
Патанджали была сформулирована концепция «восьмеричного пути», являющейся ступенями практики к высотам физического и духовного развития. Она содержала следующие понятия:
• яма – воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений;
• нияма – культура, внутренняя дисциплина;
• асана – практика «правильных положений тела»;
• пранаяма – получение энергии через дыхание;
• пратьяхара – выключение чувств, несвязывание мыслей с внешним миром;
• дхарана – концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы;
• дхаяна – медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине;
• самадхи – ссозерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.
Внешнее и внутреннее очищение является основным правилом ниямы. Если праведность мыслей для человека западной цивилизации в массе своей декларативна, то водные гигиенические процедуры, детализированные в йоге, питье воды, процедуры очищения носа и придаточных пазух, очистка желудка и кишечника, уход за полостью рта являются эффективными лечебно-профилактическими мероприятиями, давшими направление более современным лечебным процедурам.
Фундаментально проработаны вопросы питания, лечебного голодания, режима труда и отдыха. Следует иметь в виду, что эта диетическая терапия разрабатывалась в вечнозеленой стране с огромным выбором дешевых растительных продуктов в любое время года» 9.
Итак, главными здесь являются целебные свойства этой энергии. Однако применительно к овладению приемами бесконтактного боя должен сказать, что расход ци, как то было продемонстрировано мной в опыте со спичкой, весьма значителен, начинает страдать, прежде всего, эндокринная система, надпочечники, возникает утомляемость, и восстановление энергетического баланса может потребовать значительного времени.
Как мы уже знаем, ББ предполагает воздействие на энергетическую ауру и центры 10. Благодаря выбросу ци можно, например, погасить свечу. Это воздействие может рассматриваться не только как физический, но и психический феномен, приобретение которого не является, однако, необходимым при существовании электрошокера… Какие-либо магические дистанционные удары из ладони по противнику, очевидно, могут быть сравнимы в некоторой мере с ударами электрического ската или угря.
Вообще технический прогресс продолжает воздвигать вопросы о применимости боевых искусств, к которым мы должны отнести гибель ихэтуаней от огнестрельного оружия, тогда как сегодня возникает вопрос о боевых преимуществах роботов перед человеком.
Итак, для более объективного изучения выше названных вопросов мы должны обратиться, как минимум, к следующим сведениям:
https://foxford.ru/wiki/biologiya/obmen ... -cheloveka
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клеточное_дыхание
https://ru.wikipedia.org/wiki/Анаэробное_дыхание
https://ru.abcdef.wiki/wiki/Food_energy
https://michael101063.livejournal.com/578818.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Синъицюань
В дальнейшем ответы на затронутые нами вопросы было бы лучшим получить от профессионалов в областях медицины, боевых искусств, философии и психологии. Тогда как изучение вьетнамских боевых искусств мы постараемся продолжить в контексте исторической социологии.
Источники:
1. Как повысить уровень витальности? 30.10.2020. URL: https://blog.wikium.ru/kak-povysit-urov ... nosti.html
Малявина Е.В. Целительная энергия у славян. URL: http://ezo.club/blog/249/ (дата обращения: 28.09.2021)
2. Кто, когда и почему занимался боевыми искусствами в Китае?
URL: https://neidan.ru/materials/kto-kogda-i ... kitae.html (дата обращения: 28.09.2021)
3. Великий китайский голод (1959-1961 гг.) URL: https://studychinese.ru/articles/1/177/ (дата обращения: 28.09.2021)
4. Корзинов Николай. Демография: прогнозы и жизнь. Наука и жизнь. № 2, 2010. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/17341/
5. Научные эксперименты по изучению материального характера энергии (ЦИ). Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. URL: https://royallib.com/read/houshen_lin/s ... gun.html#0 (дата обращения: 28.09.2021)
6. Связь ушу и цигун. 20.07.2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/oldwushu/sv ... mpaign=dbr
7. Как зародился Цигун. Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Там же.
Однако, например, такой результат, как разрушение водой огня, вызывает вопрос, ввиду выделения пара – источника механического движения. – В.Л.
8. Научные эксперименты по изучению материального характера энергии (ЦИ). Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Там же.
9. Глава 4. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ВОСТОКА. URL: https://rae.ru/ru/publishing/Chalyk18.html (дата обращения: 28.09.2021)
Информация о питательной ци содержится, в частности, в книге Ярового В.В., Литвинова Н.Я. «Ушу, Каратэ-до. Искусство восточных единоборств». Кировоград, ЭАО «АКВАЗОН», 1990. - В.Л.
10. Бесконтактный бой. URL: https://ninja2.my1.ru/index/beskontaktnyj_boj/0-9 (дата обращения: 28.09.2021)
Примечание:
* Исправлено: «Нет пищи - нет ци».
Внесена сноска № 10.
Внесена дата обращения.
ОБ ЭНЕРГИИ ЦИ В СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ГОЛОДА
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 18 мар 2017 23:40
- Откуда: Москва
- Род занятий: Научный работник