Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Первый (пока иней)
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Ещё одна кошка в музее Андрея Рублёва (фото музея, я её пока не видела):
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Сегодня музею Андрея Рублёва исполнилось 70 лет!
Со страницы музея в соцсети (rublevmuseum):
Музей имени Андрея Рублева был учрежден по постановлению правительства, подписанному 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, подвижник в деле сохранения древнерусского художественного наследия. Создание нового музея должно было спасти от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого, как установил Барановский, творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Это открытие позволило объявить территорию монастыря «историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева». Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.
Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из лучших исследователей древнерусского искусства в то время.
Со страницы музея в соцсети (rublevmuseum):
Музей имени Андрея Рублева был учрежден по постановлению правительства, подписанному 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, подвижник в деле сохранения древнерусского художественного наследия. Создание нового музея должно было спасти от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого, как установил Барановский, творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Это открытие позволило объявить территорию монастыря «историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева». Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.
Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из лучших исследователей древнерусского искусства в то время.
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
1950-е годы
В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями Д.И. Арсенишвили, Н.А. Деминой и И.А. Ивановой были организованы первые научные экспедиции музея, началось формирование коллекций. Сотрудники музея спасали от гибели бесценные произведения древнерусского искусства, вывозя их из заброшенных храмов и местных краеведческих музеев, в которых не умели и не хотели хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первыми поступлениями стали несколько икон XV-XVII веков из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, созданный в 1660-х годах. Одновременно велась научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы.
На фото сотрудники музея у неузнаваемого Спасского собора, искаженного перестройками.
В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями Д.И. Арсенишвили, Н.А. Деминой и И.А. Ивановой были организованы первые научные экспедиции музея, началось формирование коллекций. Сотрудники музея спасали от гибели бесценные произведения древнерусского искусства, вывозя их из заброшенных храмов и местных краеведческих музеев, в которых не умели и не хотели хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первыми поступлениями стали несколько икон XV-XVII веков из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, созданный в 1660-х годах. Одновременно велась научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы.
На фото сотрудники музея у неузнаваемого Спасского собора, искаженного перестройками.
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
На фото - сотрудники музея в экспедиции по спасению и вывозу икон из закрытых храмов. Иконы вывозились собственными силами, на телегах летом и санях зимой.
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Знаменитый Спасо-Андроников монастырь может быть возвращен Русской Православной Церкви, и вместе с тем можно сохранить уникальную экспозицию Музея древнерусской культуры и искусства преподобного Андрея Рублева.
Музей имени Андрея Рублева отметил свое 70-летие открытием обновленной экспозиции. Редкие писаные и меднолитые иконы, фрески и деревянные скульптуры – эта уникальная коллекция десятилетиями собиралась, изучалась, а главное – бережно сохранялась в этих святых стенах.
Нет, я не оговорился, все эти годы Музей имени Андрея Рублева находится в стенах знаменитого Андроникова монастыря, древнейшей из сохранившихся обителей Москвы и одной из немногих православных святынь такого масштаба, до сих пор не переданных Русской Православной Церкви. И сегодняшний юбилей может стать переломным в этом непростом вопросе: так, именно сейчас Правительство Москвы приняло решение о передаче музею столь долгожданных дополнительных площадей.
Посетивший юбилейные мероприятия руководитель Департамент культуры города Москвы Кибовский Александр Владимирович обнадежил как коллектив Музея Рублева, так и православных христиан, вот уже четверть века уповающих на скорейшее возвращение Спасо-Андроникова монастыря Церкви:
"Музею передаются близлежащие площади общей сложности 4 тысячи квадратных метров. Чтобы было понятно – это увеличивает музей более чем в два раза. И я надеюсь, что, конечно, мы все сегодня видим, что тот огромный потенциал, который имеется, мы его со стороны подкрепляем дополнительными площадями и возможностями для того, чтобы эта площадка и в дальнейшем являлась жемчужиной на культурной карте столицы", - отметил Кибовский."
Расширение пространства Музея Рублева позволяет решить проблему его пребывания в стенах православной святыни. Конечно, процесс возвращения Спасо-Андроникова монастыря Русской Православной Церкви займет определенное время. Главное, принять принципиальное решение. И именно сейчас появилась возможность сделать это так, чтобы избежать никому не нужного церковно-музейного конфликта.
Так, в эксклюзивном интервью Телеканал Царьград председатель Экспертного совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин сказал:
"Если мы об этом только мечтали, в концепции [развития Музея Рублева – М.Т.], оговаривали как предположение, то сейчас это становится реальностью. Поэтапное выведение административных, хозяйственных, дополнительных служб, всего, что не связанно непосредственно с древней иконой с территории монастыря, создание здесь монастыря (ну или Патриаршего подворья – это уж как благословит Святейший Патриарх), и, соответственно, оставление здесь самого важного – ядра, самой экспозиции, тех святынь, которые сегодня мы с вами видим на стенах".
Действительно, при всем глубочайшем почтении к труду музейных работников, в тяжелейших советских и постсоветских условиях сохранивших многие русские святыни, и сделавших очень многое для их изучения, монастырь должен быть монастырем. Однако это нисколько не противоречит тому, что в сакральном пространстве вполне возможна и музейная деятельность. Как, например, в церкви Святителя Николы в Толмачах при Третьяковской галерее. Главное, чтобы в святых алтарях совершалась Божественная литургия. И отец Леонид Калинин убежден:
"Каждый алтарь, даже здесь, в храме Михаила Архангела [месте основной экспозиции Музей Рублева – М. Т.], о чем никогда не могли раньше говорить, а сейчас мы уже с директором музея, с научными сотрудниками, с искусствоведами уже определили, как это будет происходить. И я надеюсь, что вскоре мы здесь с вами уже увидим служение Божественной литургии в окружении этих уникальных древних памятников церковного искусства".
Телеканал Царьград присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с их славным юбилеем. И самое главное пожелание – это, конечно же, увеличение числа заинтересованных посетителей. В том числе – тех людей, кто впервые откроет для себя уникальный континент под названием "Святая Русь". Континент, который не стал подобием Атлантиды, но жив и сейчас. В том числе – благодаря сотрудникам Музея Рублева.
АВТОР
Михаил Тюренков
https://tsargrad.tv/articles/muzej-rubl ... ste_100051
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
10 декабря Музей имени Андрея Рублёва отпраздновал своё 70-летие. К юбилею в музее открылась новая постоянная экспозиция.
http://www.rublev-museum.ru/museum/exhi ... rsary.aspx
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Музей имени Андрея Рублёва:
20 декабря - день памяти преподобного Нила Столобенского.
В собрании Музея имени Рублева находятся небольшие скульптуры, преимущественно 20–25 см высотой, которые изображали основоположника монашеской жизни на острове Столобном, что на озере Селигер – преподобного Нила Столобенского. Прототипом резных фигурок стала расписанная темперой монументальная скульптура святого, созданная в последней трети XVIII века в связи с открытием в Нило-Столобенской пустыни пещеры – места его подвигов (ныне в Музее Нило-Столобенского монастыря). После признания резного образа чудотворным в конце XVIII века возникло производство миниатюрных копий для паломников, которое стало массовым в XIX столетии. Скульптура представляла преподобного Нила во время молитвы, с закрытыми глазами и согнутыми в локтях руками, опирающимися на колени. Под мышками – крюки, которые, согласно Житию, святой использовал для поддержания тела во время отдыха, так как никогда не ложился. В многочисленных копиях они превратились в обычные костыли.
Раздаточные скульптуры, а позднее и рельефные иконы, делали как профессиональные резчики Нило-Столобенской пустыни и города Осташкова, так и мастера-самоучки, включая жителей близлежащих деревень. Они сдавали расписанные фигурки в монастырь для последующей реализации паломникам. Для храмов и часовен делались скульптуры большего размера, одна из них представлена на экспозиции. Мастерами был найден условный пластический язык, наиболее ярко и полно передававший аскетизм и глубину молитвенного состояния пустынника. Несколько статуэток, поставленных в ряд, позволяют увидеть, что, несмотря на использование единой иконографии, среди них нет абсолютно одинаковых, каждая по-своему выразительна.
20 декабря - день памяти преподобного Нила Столобенского.
В собрании Музея имени Рублева находятся небольшие скульптуры, преимущественно 20–25 см высотой, которые изображали основоположника монашеской жизни на острове Столобном, что на озере Селигер – преподобного Нила Столобенского. Прототипом резных фигурок стала расписанная темперой монументальная скульптура святого, созданная в последней трети XVIII века в связи с открытием в Нило-Столобенской пустыни пещеры – места его подвигов (ныне в Музее Нило-Столобенского монастыря). После признания резного образа чудотворным в конце XVIII века возникло производство миниатюрных копий для паломников, которое стало массовым в XIX столетии. Скульптура представляла преподобного Нила во время молитвы, с закрытыми глазами и согнутыми в локтях руками, опирающимися на колени. Под мышками – крюки, которые, согласно Житию, святой использовал для поддержания тела во время отдыха, так как никогда не ложился. В многочисленных копиях они превратились в обычные костыли.
Раздаточные скульптуры, а позднее и рельефные иконы, делали как профессиональные резчики Нило-Столобенской пустыни и города Осташкова, так и мастера-самоучки, включая жителей близлежащих деревень. Они сдавали расписанные фигурки в монастырь для последующей реализации паломникам. Для храмов и часовен делались скульптуры большего размера, одна из них представлена на экспозиции. Мастерами был найден условный пластический язык, наиболее ярко и полно передававший аскетизм и глубину молитвенного состояния пустынника. Несколько статуэток, поставленных в ряд, позволяют увидеть, что, несмотря на использование единой иконографии, среди них нет абсолютно одинаковых, каждая по-своему выразительна.
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
У меня дома есть такая деревянная скульптура Нила Столобенского из Ниловой пустыни на Селигере. Я там была несколько лет назад.
См. Монастырь Нило-Столобенская пустынь:
http://www.nhat-nam.ru/forum/viewtopic. ... 582#p25582
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва
ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СТОЛОБЕНСКИЙ
Конец XVIII века
Дерево, темпера. 78,5 х 48 см
КП 437
Из часовни Власия и Модеста деревни Бронино Лихославльского района Тверской области
Преподобный Нил Столобенский († 7 декабря 1554) — отшельник, подвизавшийся на Столбном острове на озере Селигер, где позднее возник Нилов Столобенский монастырь. Святой был уроженцем Жабенского погоста Деревской пятины, входившей в состав новгородских земель. Лишившись родителей в отроческом возрасте, принял постриг в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре в псковских землях. Около 1515 г. подвижник ушел из обители в пустынное место на реку Черемуху недалеко от Селигера, где поставил келью и часовню и стал жить в строгой аскезе. Некоторое время спустя на него напали разбойники, но с помощью молитвы и келейной иконы Богоматери святой усмирил их. Прожив так 13 лет, прп. Нил ушел дальше на Столбный (Столобный) остров, выкопал в горе пещеру, где провел первую зиму, а затем поставил келью и часовню. На новом месте преподобный провел 27 лет до своей кончины и пережил множество испытаний. Усиливая аскезу и проводя время в постоянной молитве, прп. Нил не позволял себе ложиться, даже при крайнем изнеможении он стоял, опираясь на вбитые в стену кельи крюки. Незадолго до смерти он предсказал возникновение на острове монастыря.
В мае 1667 г. мощи прп. Нила обрели нетленными. Местное почитание его установлено в 1595 г. Общецерковная канонизация произошла вскоре после посещения Столобенского монастыря императором Александром I 12 июня 1820 г.
Сохранившиеся иконы прп. Нила с видом Ниловой пустыни известны с середины XVII в., когда они были еще немногочисленны. Особенно много икон святого с видом монастыря было создано в XVIII — начале XX в. По количеству таких образов прп. Нил превосходит всех других русских подвижников.
Re: Музей Андрея Рублёва. Андроников монастырь (Москва)
Март и мартовские коты сейчас в музее Андрея Рублёва (мои фото):