Единороги (Цилини, Ки ланы)

Рассказы, книги, статьи, стихи, фильмы

Модератор: tykva

Ответить
Вадим Ларин
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 18 мар 2017 23:40
Откуда: Москва
Род занятий: Научный работник

Единороги (Цилини, Ки ланы)

Сообщение Вадим Ларин »

Кон Ланы. Бат Чанг..png

Парная форма вьетнамских Ки ланов. Промысел Бат Чанг (Ханой),
Фото автора статьи.


Приобретены мной в одной из частных фарфоровых лавок в городе Бьенхоа, спутнике Города Хошимин в начале 2022 г. и преподнесены в дар Государственному музею Востока. 22 февраля нынешнего года они были экспонированы в витрине произведений из фондов ГМВ в Павильоне № 13 на ВДНХ.

Цилинь
Цилинь.jpg
Цилинь.jpg (57.07 КБ) 405 просмотров
цилинь.png
цилинь.png (3.75 КБ) 405 просмотров

Единорог (麒麟, пиньинь: qílín - цилинь), иначе называемый лан, ли (lân, li), является, согласно местным народным верованиям во Вьетнаме, Японии, Китае, Корее и некоторых других странах, одним из четырех талисманов четырех духов. Говорят, что с их исчезновением он стал подобен тигру и был стилизован под жирафа во времена династии Мин.


Описание

Единорог

У единорога голова полу-дракона, полу-животного, иногда только один рог, потому что он никогда никого не бодает, этот рог воплощает собой сострадание. У большинства единорогов оленьи рога, собачьи уши, верблюжий лоб, демонические глаза, львиный нос, широкий рот, конское тело, оленьи ноги и бычий хвост. На самом деле, его вьетнамский образ имеет свои особенности. Он немного отличается от китайского единорога тем, что у вьетнамского единорога - большие глаза, большой нос, короткая морда, хвост взлохмачен как веер. Он излучает веселье, дружелюбие, живость, что отличает его от устрашающего облика китайского единорога.
Единорогов часто изображают сидящими на лотосовых тронах, поддерживающими бодхисатв Манджушри или стражей добра и зла Дхармы, а иногда сидящими на вершине столба ворот или появляющимися на крыше дома. В этих качествах они проявляются как сила высшего талисмана и мудрость и как будто обладают силой управлять душами паломников. Вьетнамский единорог не ест мяса и не вредит никаким животным и никогда не пьет грязную воду.
В архитектурном пространстве вьетнамцев единороги иногда располагаются попарно, стоя мордами к королевскому дворцу, что символизирует верность. Иногда единорогов располагают перед святынями и дворцами и миеу лицами вовне, что символизирует уважение и благоговение. Единороги также олицетворяют власть короля, поэтому на троне династии Нгуен два единорога использовались как основания для ног короля. Единорог также является талисманом, представляющим принца в отношениях: дракон (король) — единорог (принц) — феникс (королева).[3]



Воплощения
Лошадь-дракон
Лошадь-Дракон.jpg
Лошадь-Дракон.jpg (21.69 КБ) 405 просмотров
Лошадь-Дракон (Long mã), Единорог дворца Цинъян, 青羊宫麒麟

Лошадь-Дракон — воплощение единорога, особая комбинация дракона, единорога и лошади. Это талисман с рогами и гривой дракона, телом кабарги, чешуйчатым телом единорога, ногами и копытами лошади. Его «высота 8 метров и 5 сантиметров, длинная шея, правое крыло окунуто в воду, но не мокнет, вверху стоит святой, расписывающий антиквариат». В Хюэ чаще всего мы видим изображение лошади-дракона, «типичного продукта» Хюэ. Это образ коня-дракона, который несет на спине Ха До (гадательную схему), ноги скользят по волнам, а голова его обращена к облакам.
Лошади-драконы также появляются на дворцовых воротах, храмах в королевском дворце династии Нгуен и часто сопровождаются другими талисманами, такими как черепахи, единороги или фениксы. В Китае его часто изображают бегущим по воде (взято из истории о царе Ву, правителе воды). Мы понимаем: дракон поднимается ввысь, символизируя меридиан и время, тогда как лошадь, бегущая горизонтально, символизирует широту и пространство. Таким образом, конь-дракон символизирует мощь мужчин и юношей во времени и пространстве, бегущий конь является выражением вселенной в движении и в то же время символизирует святого.[3]

Нге
Нге.jpg
Нге.jpg (14.57 КБ) 405 просмотров
Древний Нге, керамическая деревня Тханьхай, Вьетнам. Нге часто помещали в большие постройки, такие как общинные дома и пагоды.

Кон Нге - это автохтонный талисман Ки Лан, созданный вьетнамцами, в отличие от единорога или льва Нге – это стилизация тигра. Это духовное животное-охранитель от злых духов и демонов. В буддизме есть образ «Лев Будды». Обладая природой Будды, он уменьшает жестокость, исключает звериную дикость и становится духовной милостью страны Будды. Вьетнамские Кон Нге испытывают индийское культурное и буддийское влияние. Они похожи на тайских и лаосских львов, но отличаются от китайских каменных львов. Китайские львы сохраняют звериное начало, тогда как Нге имеет элемент духовности и святости.
В сельской местности Северного Вьетнама перед деревенскими воротами всегда стоит большой каменный Нге, защищающий деревню, перед воротами общинного дома также всегда стоит каменный Нге, а перед каждым домом обычно сидит маленькая каменная собака, охраняющая хозяина. В эпоху Донг Шон нге устанавливались на лампы. В прошлом нге называли «умершим злым духом», изгоняющим плохие вещи. Это воплощение священного льва, излучающего свет против лишившихся доброго имени и пагубных влияний. Нге на лампах относятся к поздней бронзовой эпохе Донг Шон. В это время их становится все больше и больше.
вьетнамский единорог.jpg
вьетнамский единорог.jpg (9.4 КБ) 405 просмотров
Вьетнамский единорог. Государственный исторический музей в Ханое.

Во времена династии Нгуен (вьетн. Nhà Nguyễn; 1802—1945) стали распространенными парные формы, они сохранялись и в общинном доме во дворце Тхай Хоа. Это подтверждало главенствующее положение Нге в обществе того времени, Нге появлялся не только в деревнях Севера, но и в королевской архитектуре Хюэ. Перед воротами Хиен Нён и перед Миеу Тхе То (Храм То (世祖廟), широко известный как Храм (世廟), расположен в юго-западном углу Императорской цитадели Хюэ, где поклонялись королям династии Нгуен) по-прежнему стоят две пары нге, вызывающие восхищение. В отличие от изображения нге в Северной дельте, две пары нгхе в Хюэ «роялизированы» сложной резьбой, образуя скопления скрученных перьев на голове, ушах и хвосте, чередующиеся с языками пламени на четырех ногах и спине.[3]
Существуют и иные формы цилиний, ки ланов (см. источники).
История и значение Цилиня раскрывается в книге Сюй Хуэя:

Закон 1.jpg
Закон 2.jpg
Закон 3.jpg
Закон 4.jpg
С. 192-195

Источники:

1. Ларин В.П. Ки ланы промысла Бат Чанг (Ханой). 2022 г.
2. Kỳ lân (Ки лан): URL: https://vi.wikipedia.org/wiki/Kỳ_lân (дата обращения: 14.03.2022)
3. Цилинь. URL: https://translated.turbopages.org/proxy ... mythology) (дата обращения: 05.12.2022)
4. «Этимология китайских иероглифов. Сто самых важных китайских иероглифов, которые должен знать каждый / Пер. с кит. Кузьминой Е.А. – М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2022. – 423 с.
Ответить

Вернуться в «Литература - вьетнамская и про Вьетнам»