К Дню Победы

Объявления, праздники, новости сайта.
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

Всю Великую Отечественную войну московское метро не только каждый день перевозило пассажиров, но и было убежищем для миллионов людей, настоящим подземным городом, который укрывал москвичей от воздушных налётов, служил концертным залом, библиотекой, больницей и даже местом партийных собраний.
К началу войны московское метро проработало меньше десяти лет, была открыта 21 станция и три линии: зеленая, красная и синяя (правда, тогда они еще не были обозначены цветом). В апреле 1941 года Совнарком постановил приспособить подземную транспортную систему под массовое убежище, и на эту цель из бюджета выделялись значительные суммы.
Станции и тоннели метро были оснащены дополнительными системами газозащиты (была информация, что немцы собираются применить химическое оружие) и водоснабжения, а вестибюли тогда строили по возможности максимально далеко от платформы, чтобы по входной группе налетчики не догадались, куда сбрасывать бомбу.
В августе эти работы были прекращены, в том числе из-за нехватки необходимых материалов, но в марте 1942 года, «ввиду опасности применения фашистскими захватчиками химических средств нападения», к вопросу вернулись. После намеченного на август окончания работ метрополитен смог бы принять 625 тысяч человек.
Применения химического оружия, к счастью, не было, а вот ночные бомбардировки на долгое время стали реальностью. Учебные тревоги начались в Москве сразу после объявления войны. Уже 22 июля 1941 года — во время первого налёта — сотрудники метро смогли быстро принять и разместить более 500 тысяч человек.
В военные годы метрополитен работал до 22 часов, а затем, до 5 утра на станциях размещались люди. В случае объявления воздушной тревоги поезда останавливались немедленно, и сотрудники метрополитена готовились к приему граждан. Самые страшные бомбардировки были в Москве в октябре и ноябре 1941. В это время движение поездов прекращалось сначала в 19, а затем в 17 часов.
В момент налета действовали по отработанной инструкции: движение поездов останавливалось, напряжение с контактного рельса снималось.
Людей размещали на платформах и в тоннелях — как запущенных в эксплуатацию, так и строящихся. Для спуска подготовили специальные съёмные лестницы, между рельсами устанавливали деревянные настилы. На станциях поставили тысячи лежаков и детских кроватей, постельные принадлежности люди обычно приносили с собой.
В вагонах ночевали в основном женщины с маленькими детьми, старики и инвалиды. Сначала люди жаловались на невыносимую духоту, но эту проблему решили установкой дополнительной системы вентиляции.
По данным метрополитена, всего на станциях было установлено 3,8 тысяч детских кроваток и 4,6 тысяч лежанок для взрослых.
Неподалеку от станции «Новокузнецкая» некоторые участки тоннелей оборудовали деревянными нарами.
Сотрудники метро заботились об освещении, отоплении и вентиляции, поддерживали запасы воды.
На станциях были оборудованы питьевые фонтанчики и туалеты, а кое-где даже точки продажи, где вечером можно было купить молоко в бутылочках и белый хлеб для детей. Дежурили милиционеры: пресекали конфликты, успокаивали людей и выгоняли паникеров, которых в следующий раз прятаться уже не пускали, гасили пожары, вызванные «зажигалками». Делать это нужно было быстро: люди могли пострадать от дыма даже больше, чем от огня.
Людям оказывали санитарную и медицинскую помощь, даже принимали роды. По разным источникам, в метро родилось от 217 до 243 детей: их принимали в фельдшерских пунктах, организованных в подсобках, где грели воду.
На станциях работали магазины и парикмахерские, а на «Курской» — библиотека. Для детей проводили уроки и трудовые занятия: учили шить, рисовать, лепить, собирать модели, для взрослых - концерты, показы фильмов и политагитацию.
В ноябре 1941 на Курской организовали филиал исторической библиотеки, в декабре ее посетило больше тысячи человек. «Заезжаю почти ежедневно, – говорится в отзыве одного из читателей. – Не потому, что еду домой через эту станцию, а специально почитать газеты и другую литературу... Единственный недостаток, который невозможно устранить, – это сквозной циркулирующий воздух от движения поездов и непрерывный сплошной поток пассажиров».
Московское метро сохранило жизнь миллионам, но не обошлось без жертв. Самой трагичной оказалась история станции «Арбатская»: в ночь на 23 июля 1941 года из-за бомбы, попавшей в перекрытие тоннеля неглубокого заложения, погибли 14 человек: в образовавшуюся воронку хлынула вода из поврежденного водопровода, а днем еще 46 – их задавила толпа, которая бросилась к станции, услышав сигнал воздушной тревоги. Тогда были разработаны правила пользования метро как бомбоубежищем.
В июле Генштаб отгородил себе часть «Белорусской»: по ночам туда перевозили сотрудников для работы с секретными картами и документами. Было не очень удобно, ведь на другой половине станции спасались обычные граждане. К концу лета Генштабу выделили отдельную ставку – станцию Чистые пруды (тогда она называлась Кировской).
Станция Чистые пруды была закрыта для пассажиров и переоборудована под нужны Генштаба.
Поезда стали проходить ее без остановок, платформу отгородили деревянными щитами, а перед эскалаторами поставили железобетонную стену, которая бы гасила взрывную волну в случае прямого попадания авиабомбы.
Оперативное командование во главе с Иосифом Сталиным в начале войны размещалось в доме недалеко от входа в метро (на улице Кирова 37), откуда на лифте можно было спуститься в подземный комплекс командного пункта и по пешеходному переходу попасть на станцию.
Другие военные командные пункты размещались на Красных воротах, Белорусской и Площади Свердлова (Театральной).
6 ноября 1941 года, несмотря на то что фашистская армия была на подступах к Москве, на станции Маяковская состоялось тайное, но очень торжественное заседание в честь 24-й годовщины революции, в котором участвовали 2 тысячи человек. Место до последнего держали в тайне, а приглашение передавали за несколько часов до начала устно. В честь праздничного совещания самую глубокую тогда станцию метро украсили бархатом, живыми цветами и бюстом Ленина. Привезли бутерброды, баранки, мандарины и пиво – буфет устроили прямо в стоящих вдоль платформы вагонах. Кресла и массивную трибуну доставили из Большого театра.
В находившихся на станции составах разместились радиоузел Всесоюзного радио, буфет, раздевалка для артистов.
Сталин со свитой прибыл на специальном бронированном поезде. Остальные участники дошли по тоннелям – была объявлена воздушная тревога, и напряжение сняли. После доклада вождя состоялся концерт, на котором пел оперный певец Иван Козловский, специально вызванный из Куйбышева (Самара).
В годы войны метро не переставало работать, хотя и вполсилы: количество вагонов в составах тогда сократили с шести до четырех. Всю осень и зиму 1941–1942 года школы в Москве не работали, и многие дети развлекались тем, что просто катались на метро – тогда оно казалось невероятным аттракционом. Единственный день за всю историю московского метро, когда оно закрыло свои двери, – 16 октября 1941 года, когда фронт вплотную приблизился к Москве.
Важнейший стратегический объект по указанию наркома путей сообщения Лазаря Кагановича планировали взорвать и затопить, но Сталин принял решение остаться в Москве, и приказ был отменен. Хотя уже вовсю шла эвакуация оборудования и вагонов, а 76 скульптур со станции «Площадь Революции» перевезли в Среднюю Азию – и вернули их на место только в 1944 году.
К лету 1942 года авианалёты на Москву стали редкими. В июне 1943 года на город обрушился последний снаряд. После этого над Москвой пролетали лишь самолёты-разведчики, но официально метрополитен сохранял статус бомбоубежища почти до конца войны.
В годы войны, когда мужчины ушли на фронт, в метро работали, в основном, женщины. Первый «женский поезд», которым управляли только женщины-машинисты, появился 8 марта 1942 года. Они продолжили работать в метро и после войны.
Во время войны строительство метро не прекращалось, хотя в те годы штат метростроевцев состоял преимущественно из женщин (более чем на 70 %): власти посчитали, что заморозить стройку будет дороже. Всего в военные годы проложили 30 километров путей и открыли семь новых станций, среди которых была «Новокузнецкая».
Для этой станции ленинградским живописцем Владимиром Фроловым, погибшим во время блокады, были изготовлены мозаичные панно из смальты по эскизам художника Александра Дейнеки, мозаику для неё делали в блокадном Ленинграде и перевезли в Москву ценой невероятных усилий по Ладожскому озеру.
1 января 1943 года открылись три новых станции Горьковского радиуса — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» («ЗИС», сейчас — «Автозаводская»). Через год в эксплуатацию ввели ещё четыре станции Покровского радиуса — «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Сталинскую» (сейчас — «Семёновская») и «Парк культуры имени Сталина» (сейчас — «Измайловский парк»).
На этих семи станциях в Москве установлены памятные надписи «Сооружено в дни Отечественной войны».
Многие работники метро получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а 18 сентября 1946 года коллективу Московского метрополитена вручили на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны.
https://ru.rbth.com/watch/564-moscow-metro-wwii-history
https://www.mos.ru/news/item/9940073/
https://gup.mosmetro.ru/o-metropolitene ... ody-voyny/

2C4E9284-D8E7-42E4-B11F-66D96528284E.jpeg
58B55121-5E1C-4721-90D8-C2ECA7C4C9C2.jpeg
9E7FDDE6-01B5-4910-A513-EC99190C14FC.jpeg
Изображение
AF614CE5-910C-4D86-8987-187DCF31F498.jpeg
A45CF066-92FF-4AB8-8632-DDEED923AAFE.jpeg
CDA5C18A-70C4-427B-918B-3319267DF3D8.jpeg
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

С Днём Победы, 9 мая 1945 - 9 мая 2021!

2A846276-3DA0-4F71-BCA4-106220381F8F.jpeg
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

8666EB3F-43ED-4B89-893F-3B2D87A21C56.jpeg

Маршал Советского Союза Георгий Жуков во время подписания акта о капитуляции Германии
Дата съемки 8 - 9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

Изображение

Подписание Акта о капитуляции Германии
Дата съемки 8 - 9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

CF17DE66-A656-4033-B37E-73034F0FC6E0.jpeg

Подписание Акта о капитуляции Германии
Дата съемки 8 - 9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

BB306C21-848B-48B0-9EDF-4EAB85FB41DD.jpeg

Юрий Левитан
Дата съемки 9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

FD134731-A5E5-4611-AD2B-51F3A0F31D10.jpeg

Москва
9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

3831F362-B65B-4C99-9CBC-8F4D29F3C2EE.jpeg

«Дошел солдат до Берлина...»
Дата съемки 9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

ED74753A-5B9F-4B6D-AE54-BB4DC5F31156.jpeg

«Москва. Красная площадь. 13 часов 55 минут. 9 мая 1945»
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

6E20242B-B49C-4A93-8FCB-E787B740FEAC.jpeg

«Победа!»
Дата съемки 9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

D699BAFE-7037-4A47-9959-2ED90F526A22.jpeg

Красная площадь
9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

95516A1F-98BD-4D88-AD37-B685480297C8.jpeg

Советские военные корреспонденты и кинооператоры у здания Рейхстага
9 мая 1945 г
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

A2FAF105-DD3F-447F-A024-37C7034B0C1D.jpeg

Леонид Утёсов на концерте на площади Свердлова в День Победы.
9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

Изображение

Праздник Победы
Дата съемки 9 мая 1945
ozes
Администратор
Сообщения: 48545
Зарегистрирован: 15 мар 2017 14:33

Re: День Победы 9 мая

Сообщение ozes »

99E94413-1928-41FF-AF43-F5574D00263A.jpeg

День Победы
Дата съемки 9 мая 1945
Ответить

Вернуться в «Новости Нят-Нам.ру»