Нят-Нам.ру

Про Вьетнам

[НАЧАЛО] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЛУННЫЙ НОВЫЙ ГОД] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЧАЙ] [ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА] [ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ] [МУЗЫКА ВЬЕТНАМА] [ИЕРОГЛИФЫ ТЬЫНОМ] [БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВО ВЬЕТНАМЕ] [ТУРИЗМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ] [КАЛЛИГРАФИЯ] [ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ] [ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА] [СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ] [ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА] [ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ]

МУЗЫКА ВЬЕТНАМА

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Традиции пения хатсуан на земле королей Хунгов

Жанр вьетнамского фольклора хатсуан представляет собой бесценное культурное наследие жителей провинции Футхо - родины королей Хунгов, создателей древнего государства вьетов.

В целях сохранения и развития этого жанра вокального искусства местные художественные коллективы постоянно занимаются подготовкой молодых певцов и усовершенствованием их искусства. Благодаря их усилиям мелодичные, проникнутые деревенской лирикой народные напевы будут еще звучать во время традиционных местных и национальных праздников, обогащая и разнообразя сокровище фольклорной культуры Вьетнама.

Вьетнамская музыка
84-летняя певица жанра хатсуан Нгуен Тхи Хай старается передать молодежи древние напевы народного жанра

Возвращение к истокам напевов хатсуан

Расположенная в десяти с лишним километрах от города Вьетчи деревня Тхет общины Кимдык уезда Фунинь провинции Футхо все еще сохраняет черты вьетской древней деревни центральной части севера Вьетнама: одноэтажные дома с земляными стенами под соломенными крышами, утопающие в тени пальмовых зарослей. 76-летний Нгуен Нгок Бао, один из руководителей народной труппы деревни Тхет, сказал, что помимо деревни Тхет есть такие деревни в окружности, как Фудык, Кимдай, Антхай, которые являются также колыбелью мелодичных напевов хатсуан.

Вьетнамская музыка
В составе художественного коллектива деревни Тхет артисты разных поколений

Фольклорный вокальный жанр хатсуан сложился давно, еще со времен становления раннего вьетского государства при династии королей Хунгов (более 2000 лет до нашей эры). По рассказам долгожителей деревни Тхет, в те времена народные напевы хатсуан исполнялись во время традиционных деревенских праздников, которые проводились ежегодно весной во дворе перед общинным домом, от чего эти напевы в народном обиходе еще назывались «пением перед общинным домом». Песнопение хатсуан проводилось не только как народное воспевание в честь королей Хунгов, но и как ритуальные молитвы, обращения к богам и святым духам с просьбой о хорошей погоде и изобильном урожае. Это также воспевание природной красоты, описание сельской бытовой и трудовой жизни.

Вьетнамская музыка
Репетиция перед выступлением во время деревенского праздника деревни Антхай

Крайне сложна техника пения хатсуан, основу которой составляют, и качество голоса, и выражение глаз, лица, и жесты, и самое главное – запоминание его напевов. Древний жанр хатсуан насчитывает всего 14 напевов, которые отличаются необыкновенной длительностью. Требуется целая ночь, чтобы допеть до конца все эти 14 напевов подряд. Обычно певцы берутся за выучивание слов только после того, когда осваивают напевы на высшем уровне мастерства. Напевы сопровождаются жестами, танцами или играми сценического характера.

Вьетнамская музыка
Урок пения художественного коллектива деревни Антхай

Сопровождающие музыкальные инструменты жанра просты, всего лишь маленький барабан и кастаньеты. А ядром этого вокального искусства являются все таки стихи, проникнутые любовью к родной деревне и стране. Молодые юноши и девушки, не вступающие в художественные коллективы, должны также учиться пению хатсуан, ибо без владения этим фольклорным жанром им будет трудно найти себе пару и вступить в брак.

Вьетнамская музыка
Сопровождающими музыкальными инструментами в хатсуан являются лишь маленький барабан и кастаньеты

Во главе художественного коллектива хатсуан стоит так называемый «господин Чум» (магнат). В составе коллектива обычно насчитывается от 10 до 15 человек. Сценическую одежду для мужчин составляют шелковое платье аозай, головной убор особой формы, белые штаны, а для женщин - платье из пяти лоскутков аонамтхан, белая блузка, шелковый пояс, разноцветные переднички, шелковые штаны. Яркие костюмы, мелодичность напевов, натренированность артистов и хорошие голоса в совокупности делают выступления коллективов хатсуан проникновенными и привлекательными.

Сохранение и развитие древних напевов

Посетив народные коллективы на родине основателей Вьетнама – королей Хунгов, каждый поражается страстным желанием старших поколений сохранить и развить древние фольклорные напевы. В наши дни количество оставшихся в живых мастеров, свободно владеющих техникой пения хатсуан, становится все меньше и меньше, а молодежи, покидающей родную землю ради постоянного жительства в городах, совсем чужды народные напевы. А те, которые впитывали эти лирические напевы с молоком матери, в основном пожилые люди.

Для сохранения драгоценного наследия предков деревенские художественные коллективы сами приобретают себе необходимые музыкальные инструменты, день и ночь тренируются в пении этих древних мелодий с целью, так сказать, «стать примером» молодым поколениям. Не удовлетворенные одними празднествами, художественные коллективы деревень Тхет и Антхай регулярно проводят встречи, на которые приглашают исполнителей хатсуан, или организуют концерты за пределами своей провинции. Они также готовы ехать на гастроли зарубеж.

Вьетнамская музыка
Гастроли – радостное событие для артистов художественного коллектива деревни Антхай

Наряду с этим, художественные коллективы всегда готовы давать концерты по просьбе зрителей, создавая живое пространство для хатсуан, и при этом способствуя процессу распространения этого жанра вокального искусства в обществе.

Народные мастера непрерывно открывают курсы по обучению древнему жанру хатсуан. Нгуен Тхи Лить, член художественного коллектива деревни Антхай, является одним из самых активных мастеров в этом деле. Нгуен Тхи Лить ведет уроки пения прямо во дворе общинного дома. С учащихся таких, так называемых, «курсов» не взимают никакой платы за обучение, не требуют никаких взносов. И учитель, и ученики приходят сюда исключительно из огромного желания петь и погружаться в выразительные и мелодичные напевы хатсуан.

Вьетнамская музыка
60-летняя Нгуен Тхи Лить - член художественного коллектива деревни Антхай - страстный борец за сохранение напевов хатсуан

На каждый курс набирают примерно 20 учащихся в возрасте 14-15 лет. Курс рассчитан всего на несколько месяцев. За это время учащиеся должны овладеть в основном вокальной техникой древних напевов хатсуан. Нгуен Тхи Лить рассказала: «Я обучаю детей главным образом устно, поправляю им каждый напев, каждую танцевальную позу. Сейчас такие курсы привлекают все больше и больше учащихся, особенно детей в возрасте 10-11 лет.» Эти «зеленые почки» жанра хатсуан в будущем станут надежными хранителями вида искусства, считающегося бесценным культурным наследием этой земли.

Туан Лонг
фото: Ан Тхань Дат
Иллюстрированный журнал Вьетнам (BAO ANH VIET NAM), №11, 2008

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

[НАЧАЛО] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЛУННЫЙ НОВЫЙ ГОД] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЧАЙ] [ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА] [ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ] [МУЗЫКА ВЬЕТНАМА] [ИЕРОГЛИФЫ ТЬЫНОМ] [БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВО ВЬЕТНАМЕ] [ТУРИЗМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ] [КАЛЛИГРАФИЯ] [ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ] [ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА] [СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ] [ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА] [ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ]

Наверх




Форум | Контакты | Новости Нят-Нам.ру | Про Вьетнам | Вьетнамские мифы и сказки | Философия Вьетнама | Картинная галерея | Тематические страницы | Другие ресурсы | Библиотека

Copyright © "Нят-Нам.ру", 2004.