Нят-Нам.ру
Вьетнамская кухня Тэт Фестивали и праздники Вьетнама Тхить Нят Хань Музыка Вьетнама Боевые искусства Каллиграфия Донгшонская культура Игра Го (ко-вай) Ритуальные танцы Театр кукол на воде Театр туонг Театр тео Туризм и отдых во Вьетнаме Залив Халонг Картины вьетнамских художников

Про Вьетнам

ТЭТ - ВЬЕТНАМСКИЙ ЛУННЫЙ НОВЫЙ ГОД
ВЬЕТНАМСКИЙ ЧАЙ
ВЬЕТНАМСКИЙ КОФЕ
ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА
ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ. КАЛЕНДАРЬ
МУЗЫКА ВЬЕТНАМА
ИЕРОГЛИФЫ НОМ
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВО ВЬЕТНАМЕ
ТУРИЗМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
КАЛЛИГРАФИЯ
ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ
ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА
СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ
ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА
ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ

НОВОСТИ ВЬЕТНАМА

ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА

РОССИЯ И ВЬЕТНАМ

Хо Ши Мин

Генерал Во Нгуен Зиап

События на Восточном (Южно-Китайском) море

Вьетнам и ЕАЭС

Вьетнам и ТТП

Рассказы писательниц До Бить Тхуи, Нгуен Нгок Ты, Фан Тхи Ванг Ань, Ву Тхи Хуен Чанг, Та Нгок Диеп в переводе Куинь Хыонг

Нгуен Зу. Повесть о Киеу, перевод: Ву Тхе Кхой, редактирование: Софья Корчикова. Ханой, 2016

Вьетнамское кино

Вьетнамская манга (комиксы)

Вьетнамско-русский, русско-вьетнамский электронный словарь:
Инсталлятор для Windows, версия 8.0 (последняя), 45 МБ. Cайт разработчика: http://huybien.net/
Словарь (7,4 МБ)

И.И. Глебова, Ву Данг Ат. Начальный курс вьетнамского языка. Москва, ИМО, 1963 г., 244 стр. (DJVU, 13,4 МБ). Для чтения DJVU-файлов нужно установить DjVu Browser Plug-in (6,4 МБ)

Нгуен Зы. Пространные записи рассказов об удивительном. Издательство литературы на иностранных языках, Ханой, 1983 (PDF, 8,8 МБ). М. Ткачев. Мастер рукотворных чудес из края Светлого моря (PDF, 0,2 МБ)

Вьетнамская проза средних веков

Е.В. Кобелев. Хо Ши Мин. - 2-е, доп. изд. - М.: Молодая Гвардия, 1983. - 351 с., ил. - (Жизнь замечательных людей) (DJVU, 36,2 МБ)

Хо Ши Мин. Тюремный дневник. Стихи. Перевод П. Антокольского. Издательство литературы на иностранных языках, Ханой, 1975 (PDF, 0,1 МБ)

Данг Тхюи Чам. Дневник врача на войне. Перевод с вьетнамского А. Соколова и Ле Ван Няна. Послесловие Н.Н. Колесника. Ханой, издательство "Глобус", 2012 г. (PDF, 2 МБ). Презентация книги в Москве, 20 сентября 2012 г.

"Война во Вьетнаме... Как это было (1965-1973)". Сборник воспоминаний

Документальные фильмы, статьи и книги о вьетнамской войне

Редкие документальные кадры, Вьетнам, конец 19-го - начало 20-го века

1000-летие Тханглонга-Ханоя


Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), государство в восточной части п-ова Индокитай в Юго-Восточной Азии. Граничит на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей, омывается Южно-Китайским морем и его заливами Бакбо (Тонкинским) и Сиамским. Государство состоит из трех исторических областей: Северной (Бакбо), Центральной (Чунгбо) и Южной (Намбо).

Территория Вьетнама вытянута в меридиональном направлении (расстояние между крайними северной и южной точками – ок. 1750 км), а в широтном направлении ее протяженность от 616 км на севере (от Монгкая до вьетнамско-лаосской границы) до 46,5 км в центральной части (в области Чунгбо). Длина береговой линии, напоминающей букву S, составляет 3260 км. Положение Вьетнама на стыке нескольких природных зон, а также наличие древней геологической структуры определяют разнообразие его природных условий. Рельеф страны большей частью горный. Более трех четвертей территории занимают горы, плато и плоскогорья. Вьетнаму принадлежат также острова и архипелаги. Наиболее крупные из них – Байтылонг, Кото, Катба, Кондао в Южно-Китайском море, Фукуок в Сиамском заливе и др. Площадь континентального шельфа – ок. 500 тыс. кв. км. От соседних государств Вьетнам отделяют горные хребты.

В 1945 Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь) объявила об образовании независимой Демократической Республики Вьетнам. В войне Сопротивления (1946–1954) вьетнамцы в результате победы при Дьенбьенфу вынудили французские войска покинуть Индокитай. Война завершилась подписанием соглашения между борющимися сторонами. Страна была разделена по 17-й параллели. Раздел признавался временным, но намечавшиеся выборы с целью объединения Вьетнама так и не состоялись. Северная часть страны стала Демократической Республикой Вьетнам, или Северным Вьетнамом, с территорией 158 335 кв. км, на которой проживало около половины всего населения. Столицей ДРВ стал город Ханой. Другая часть – Республика Вьетнам, или Южный Вьетнам, занимала площадь 173 354 кв. км. Столица находилась в Сайгоне (ныне Хошимин). В конце 1950-х годов между Северным и Южным Вьетнамом началась война, а в 1960-х годах боевые действия приобрели широкомасштабный характер. Война закончилась в 1975 победой ДРВ. 2 июля 1976 произошло официальное объединение Северного и Южного Вьетнама и была образована Социалистическая Республика Вьетнам.

Коммунистическая партия Вьетнама – правящая, создана в феврале 1930 на прошедшей в эмиграции в Гонконге объединительной конференции коммунистических групп, существовавших с 1920-х годов. См. XI Съезд КПВ, январь 2011, К 100-летнему юбилею Генсека КПВ Ле Зуана, 7/4/1907 - 7/4/2007. Лидером партии стал Хо Ши Мин.

Согласно конституции 1992, высшим органом государственной власти является однопалатное Национальное собрание, состоящее из 450 депутатов, которые избираются на пятилетний срок прямым всеобщим голосованием. См. Выборы депутатов Национального собрания Вьетнама XIII cозыва.

На 1-й сессии Национального Собрания Вьетнама XIII созыва, состоявшейся в июле 2011 года, Нгуен Шинь Хунг был избран председателем НC, Чыонг Тан Шанг был избран президентом страны, Нгуен Тан Зунг был переизбран на пост премьер-министра правительства. См. Pуководящие посты правительства Вьетнама XIII созыва (2011-2016 гг.), Визит Президента Вьетнама Чыонг Тан Шанга в Россию, 26-30 июля 2012 г.

В административном отношении Вьетнам состоит из 61 провинции, одного особого округа и четырех городов центрального подчинения: Ханоя, Хайфона, Дананга и Хошимина (бывшего Сайгона, слившегося с «верхним городом» Шолоном). В этих городах и провинциях действуют народные советы – избираемые населением органы государственной власти. Срок их полномочий – 4 года. Провинции разделены на округа, в которых, как повсеместно в городах и деревнях (общинах), действуют избранные населением народные советы. С 1997 провинциям и другим административно-территориальным единицам предоставлено право заниматься внешнеторговыми операциями.

Согласно оценке на 2003 в стране насчитывается 81,62 млн. жителей, принадлежащих к 54 этническим группам. Более 64% – вьетнамцы в возрасте от 15 до 64 лет. Женщины составляют 51% населения. Средняя продолжительность жизни в стране 70,05 (мужчины – 67,58, женщины – 72,7) Темпы роста населения в 2003 оценивались в 1,29%.

Когда в 1945 была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), в стране насчитывалось до 70 национальностей. В языковом отношении они принадлежат к трем семьям: китайско-тибетской, австроазиатской и австронезийской, а далее подразделяются на ряд групп.

До 1945 вьетнамцами называли прежде всего равнинных жителей. В последнее время стал наиболее употребительным этноним «вьеты», а «вьетнамцами» называют всех жителей Вьетнама. В 2003 вьеты составляли ок. 85-90% населения страны, близкие к ним по культуре и языку мыонги проживают в горной местности Бакбо и провинции Нгеан, китайцы,тайцы и прочие составляли – 5-15%. На равнинах расселены еще две крупные этнические общины: китайская и кхмерская (камбоджийская). Китайцы, которых насчитывается ок. 1 млн. человек, сосредоточены прежде всего в бывшем городе Шолон («Тёлон», т.е. «Большой рынок»), превратившемся в крупный район Хошимина. Кхмеры, численностью ок. 850 тыс. человек, расселены главным образом в дельтовой области Меконга и в городе Хошимине.

Вьетнамское общество склонно к религиозному синкретизму. Это находит выражение в том, что в общинном доме (динь), который служит также деревенским храмом, представлены алтари с пантеоном различных местных духов-покровителей и многочисленными изображениями будд и бодхисаттв, Конфуция и исторических персонажей. В буддийских храмах зачастую поклоняются не только Будде, но и местным божествам и духам. Почти в каждом крестьянском жилище можно видеть два алтаря – один, посвященный предкам, а другой – Духу Земли. См. Вьетнамские боги, Предсказание и предзнаменование в культурно-религиозной традиции во Вьетнаме.

Большинство вьетнамцев, независимо от религиозных предпочтений и политических воззрений, считает, что хранить память о предках – это их нравственный и религиозный долг.

В стране введено обязательное пятилетнее начальное обучение. В стране действуют более 100 высших и средних специальных учебных заведения.

Во Вьетнаме имеется ок. 300 научно-исследовательских учреждений. Фундаментальными исследованиями занимаются в Национальном центре научных исследований и Национальном центре общественных и гуманитарных наук, которые располагают сетью институтов, отделов, лабораторий в Ханое, Хошимине, Нячанге, Далате, Хайфоне. В Ханое находятся Национальная библиотека, библиотека Института научной информации по общественным наукам, библиотека Института иероглифической письменности.

Древними театральными формами во Вьетнаме являются театр тростевых кукол и самобытный театр кукол на воде, сценой для которого служит водная гладь озера, пруда или специальный бассейн при храме. Первое упоминание о театре кукол на воде относится к началу 12 в.

Традиционный вьетнамский театр – музыкальный, он представлен двумя основными жанрами: туонг и тео. Туонг считался «высоким» театральным жанром. Существовали придворные труппы туонга, а также труппы при домах феодалов. Туонг как синтетическое искусство основывается на сочетании музыки, пантомимы, танца, поэтического слова, отчасти акробатики и фехтования. Символическое значение имеют грим, жесты, немногочисленные сценические аксессуары. В центре спектакля туонга – героический персонаж, совершающий подвиг во имя родины и монарха. Туонг часто заимствовал сюжеты из романов Троецарствие, Речные заводи и других произведений китайской классики. Заметное влияние на развитие туонга в 17 в. оказал Дао Зюи Ты (1572–1634): традиция приписывает ему популярный туонг Шон хау. В 19 в. был учрежден орган, ведавший труппами туонга по всей стране. Туонг в это время достиг расцвета в творчестве драматурга Дао Тана (1846–1908); некоторые циклы спектаклей длились до ста вечеров. В середине 19 в. появился народный комедийный туонг (Моллюски, Сторож Кен и староста Ненг).

Другой жанр национального сценического искусства – народный театр тео, который, как полагают, ведет свое происхождение от крестьянских празднеств в дельтовой области р.Хонгха, устраивавшихся по случаю сбора урожая. Сценой для тео служил двор общинного дома, труппы были любительские или полупрофессиональные. Театр тео впитал в себя народные мелодии, танцы. Оркестр, сопровождающий спектакли, использует народные музыкальные инструменты. В основу спектаклей тео положены фольклорные сюжеты, сюжеты популярных повествовательных поэм: спектакли Тхать Сань, Куан Ам – девица Тхи Кинь.

В процессе обновления вьетнамского театра в 1920-е годы возник еще один вид музыкального театра – кайлыонг. Со сцены зазвучали популярные музыкальные мелодии, перемежаемые прозаическими и стихотворными диалогами. Были модернизированы музыкальная часть, оркестр, игра актеров стала более естественной, появились декорации, занавес, сцена. Репертуар формировался не только за счет традиционных сюжетов, но и спектаклей на современную тематику. Примером может служить творчество драматурга Чан Хыу Чанга (1906–1966).

Театр, в котором музыка не играла ведущей роли, создавался под влиянием французского театрального искусства в 1920-е годы. На развитие современной драмы во второй половине 20 в. заметное воздействие оказала русская театральная школа и система Станиславского.

Древний фольклор представлен циклом мифологических преданий о Государе Драконе Лака (Лак Лонг Куэне), о рождении первых людей из яиц, богатырской сказкой о Фу Донге, преданиями о строительстве Крепости-улитки (Колоа), о воительницах сестрах Чынг. См. Вьетнамские мифы. Сохранился цикл мифоэпических сказаний мыонгов Рождение Воды и рождение Земли. Ранние памятники вьетнамской литературы датируются 10–12 вв. В 13–14 вв. получила развитие придворная поэзия. Патриотические настроения выражены в стихах и ритмической прозе о борьбе с монгольским нашествием в 13 в.: Воззвание к военачальникам (1285) Чан Хынг Дао (1232–1300). В 14 в. зарождается средневековая новелла (cм. Нгуен Зы. Пространные записи рассказов об удивительном), которая формировалась на основе традиций повествовательного фольклора и исторических хроник: Собрание чудес и таинств земли Вьет (1329) Ли Тэ Сюйена. В 15 в. развивается поэзия на разговорном языке, основоположником которой был Нгуен Чай (1380–1442) (Сборник стихов на родном языке). Важную роль в этом процессе сыграл поэт Ле Тхань Тонг (1442–1497) и литературное объединение Собрание двадцати восьми звезд. В 16–17 вв. получили распространение ритмическая проза, философская поэзия (Нгуен Бинь Кхием, 1491–1586; Фунг Кхак Кхоан, 1528–1613). В конце 17 – начале 18 в. создана историко-эпическая поэма Книга Небесного Юга. См. Стихи вьетнамских поэтов.

Зарождение в литературе 18 в. жанра лирической поэмы (нгэм) открыло возможности для глубокого раскрытия духовного мира человека (поэтесса Доан-Тхи Дьем, 1705–1748; поэт Нгуен Зя Тхиеу, 1741–1798). Наступил расцвет повествовательной поэмы (чуен), отражавшей частную жизнь (Нгуен Хыу Хао, ум. 1713; Фам Тхай, 1777–1813). Синтезом традиций этих жанров явилась поэма Нгуен Зу (1765–1820) Стенания истерзанной души (Киеу) – выдающийся памятник вьетнамской классической поэзии. Двуплановые стихи поэтессы Хо Суан Хыонг (конец 18 – начало 19 в.) утверждали ценность чувственной жизни человека. В прозе появляются жанры романа-эпопеи (Император Ле – объединитель страны), очерки (Ле Куи Дон, Фам Динь Хо), описания путешествий, в том числе в Европу (Книга записей разных дел, 1822, Фелипе Биня, 1759–1832?).

Со второй половины 19 в. вьетнамская литература развивалась в условиях сопротивления французской экспансии. Появилось направление, основоположником которого был поэт Нгуен Динь Тьеу (1822–1888), связанное с национально-освободительным движением. По мере становления колониального общества усиливается сатирическая тенденция.

В первой четверти 20 в. под влиянием европейской литературы формируются современные прозаические жанры: новелла, роман, драма. В 1930-х годах возникает движение «Новая поэзия». В литературе появляются романтическое (Нят Линь, 1906–1963; Кхай Хынг, 1896–1947; Тхать Лам, 1910–1942) и реалистическое (Нго Тат То, 1894–1954; Нгуен Конг Хоан, 1903–1977; Ву Чонг Фунг, 1912–1939; Нам Као, 1915–1951) направления.

В последние десятилетия 20 в. структура вьетнамской литературы постепенно сближается со структурой литературы стран Европы и Америки. Среди современных авторов выделяются прозаики Нгуен Хонг (1918–1982), То Хоай (р. 1920), Ле Лыу (р. 1942), Нгуен Мань Туан (р. 1945), поэты Суан Зьеу (1916–1985), Те Лан Виен (р. 1919), Те Хань (р. 1920), поэт и драматург Нгуен Динь Тхи (р. 1924). См. также Вьетнамская литература.

(Текст статьи по: Энциклопедия "Кругосвет". Вьетнам)

[НАЧАЛО] [ТЭТ - ВЬЕТНАМСКИЙ ЛУННЫЙ НОВЫЙ ГОД] [ВЬЕТНАМСКИЙ ЧАЙ] [ВЬЕТНАМСКИЙ КОФЕ] [ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА] [ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ] [МУЗЫКА ВЬЕТНАМА] [ИЕРОГЛИФЫ НОМ] [БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВО ВЬЕТНАМЕ] [ТУРИЗМ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ] [КАЛЛИГРАФИЯ] [ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ] [ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА] [СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ] [ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА] [ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ]

Наверх


Карта Вьетнама Флаг Вьетнама Герб Вьетнама

Иллюстрированный журнал Вьетнам
Иллюстрированный журнал Вьетнам

Радио Голос Вьетнама
Радио Голос Вьетнама





Форум | Контакты | Новости Нят-Нам.ру | Про Вьетнам | Вьетнамские мифы и сказки | Философия Вьетнама | Картинная галерея | Тематические страницы | Другие ресурсы | Библиотека

Copyright © "Нят-Нам.ру", 2004.